Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Чем, кроме занятий в школе, должен заниматься Ваш ребенок?
Всего ответов: 24
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2012 » Октябрь » 25 » АВТОпортрет
19:12
АВТОпортрет

автоЕсли вы спросите человека, как он выбирал машину, вам поведают о клиренсе, аэродинамических подводках, объеме движка… и не скажут ни слова правды! Потому что найти свой автомобиль – все равно что встретить любовь: разум и логика тут ни при чем, сплошная химия…

У меня (да и у вас, если покопаться, наверное, тоже) есть знакомый, обретший покровительство стального титана под тридцать пять процентов годовых. Теперь хаммер и Саша совершают ежевечерние ралли, умиляясь подобострастной беззащитности некогда надменной столицы. Голуби врассыпную, пешеходы робеют на зебре, «корейцы» жмутся к обочине, блондинки в воздух чепчики бросают. В общем, город пал ниц. И ничего, что один из них слегка заляпан глиной (Саше, скажу вам по секрету, не всегда хватает на мойку, но ведь танки грязи не боятся), а другой отчаянно полюбил китайские внедорожники. И глупости это все про расход топлива и сложности с парковкой. Какая, в сущности, разница, когда речь идет о высоких чувствах – мечте, любви и самообмане…

Автомобиль – не роскошь, а средство самовыражения, способ приблизиться к своему истинному «я». Можно было бы сказать, что выбор железного друга, как и прочего милого сердцу барахла, обусловлен мотивом аффилиации, желанием быть принятым, соответствовать своей социальной среде, а нонконформизм (представим линкольн цвета мадженто 1960 года выпуска) – всего лишь случай ее, среду, раззадорить и все же быть принятым на правах оригинала… Но мы-то знаем, что это не так! В конце концов, если все раскритиковали ваш костюм, вы плюнете и забросите его куда подальше. А теперь попробуйте убедить себя, что злобные клаксоны сзади адресованы не вам, а маленькому зеленому хендаю… Если он ваш, ничего не получится! Потому что это что-то очень личное: наш драный плюшевый заяц (между прочим, вы ровесники), наш садик с вишнями (их еще бабушка окучивала), наш верный полуфокстерьер Еж и маленький зеленый хендай.

Понятие самости (self) было открыто и разработано Хайнцем Кохутом. Знаменитый психоаналитик, оппонент Фрейда, пересмотрел понятие либидо, расширив физиологическую сексуальность до необходимости «инвестиции» положительной психической энергии в различные сферы: творчество, отношения, приобретения. Сущностью человека, по Кохуту, является потребность в формировании укрепляющих взаимосвязей «я» с внешним окружением. Немалое значение здесь придается и объектам переноса энергии – селф-объектам, в качестве которых могут выступать как люди (мои друзья, мои дети) и направления деятельности (моя профессия), так и неодушевленные предметы (машина, дом). В отличие от Эго, которое содержит негативные бессознательные части, Самость просто не может признать их собственными. Иными словами, если мы не любим свою работу, мы ее просто не присваиваем – «Какая я вам гувернантка? Я просто деньги зарабатываю!», а если не любим машину, на ней не ездим. Хотя бывают разные варианты, но об этом чуть позже…

ЧЕРНЫЙ ДЖИП

ЧЕРНЫЙ ДЖИППолноприводный красавец – лучший друг миниатюрных девушек и мужчин, желающих казаться солидными. Это наблюдение. «Купите вот тот шестилетний кроссовер, въедете в фонарный столб, отделаетесь легким испугом!» – предупредили в автосалоне, когда вследствие длительного простоя я спутала педали. Это, конечно, байка. Но я люблю ее рассказывать: чертовски приятно, когда тебе предлагают джип… «За броней впечатляющего авто нередко скрывается чувствительная натура, – считает американский психотерапевт Стивен М. Джонсон, – наша психика устроена так, что свойства знакового объекта, а машина определенно относится к таковым, посредством интроекции переносятся на его владельца: если у меня крутой автомобиль, я серьезный человек.

Это очень архаичный механизм, который в настоящее время реализуется в шаманских практиках традиционных народов (люди верят, что, прикоснувшись к священному камню, они становятся сильными) и в психологии консюмеризма: купите наш волшебный флюид – и вы станете как эта модель. Сядьте за руль этого рэнджровера – и вы супермен. Особенно острое желание «управлять мечтой» возникает у людей нарциссического склада. Глубинная нарциссическая травма заставляет вытеснять ранимую сущность компенсаторным self-объектом, например громадной машиной, в которой сам черт не брат».

Культурный контекст авто в стиле «черный бумер» – определенно гангстерский. Карты, деньги, два ствола и сияющий борт (ну не на розовом же кадиллаке банк грабить!) – сомнительный флер на руку нарциссам. Амбиции и притязания часто скрывают страх неполноценности такой глубины, что лучше являть миру угрозу, только не уязвимость. Из этой же оперы и сам цвет – авторитарный, драматический и весомый, цвет обреченных Карменсит, бодлеровских роз и злодейки-судьбы, он просто не создан для компромиссов. Гаишники подтверждают, что если кто и несется с невероятной скоростью, объезжая пробки по трамвайным путям, то это наглухо затонированный черный джип.

СИРЕНЕВЫЙ БУГАТТИ

СИРЕНЕВЫЙ БУГАТТИМое знакомство с хозяйкой этого идола «дольче вита» началось с ее бриллиантового кольца. «Смотри, ей жених на помолвку подарил!» – шипели коллеги, пытаясь рассчитать количество карат, обещающих созреть к свадьбе. Она покупала попрошайкам деликатесы из гастрономических бутиков (не представляла, как это – пить без закуски), загодя обставляла детские и работала в потогонной системе глянцевых журналов для души: зарплаты не хватало даже на завтраки у Симачева. Что ж, моих бывших «сокамерников» можно понять – нездешняя безмятежность обладателей всех этих розовых ламборгини, цыплячьих мини, лазоревых бугатти и альфа-ромео цвета молодого бордо способна вывести из себя самих апостолов, как впрочем, и само это гламурное средство передвижения.

Зависть – противная штука, но скажите на милость, какой резон толкаться среди фур и маршруток на золотистом кабриолете? На самом деле – очень простой: человек ищет внимания и его находит. По мнению клинического психолога Елены Газаровой, одна из самых частых социальных ловушек – страх одиночества, ненужности и недооцененности, а в среде, где гаражи комплектуются в стиле люкс, это особенно актуально. «Важнейший феномен гламура – его обманность, возникающая на основе самообмана, – говорит она. – При помощи вещей-посредников создается особая гипнотическая реальность, особая телесность, поддерживается «особая» этика.

В то же время желание привлечь к себе внимание происходит из обычной человеческой потребности в любви. Ребенок готов быть послушным, ученик – отличником, клерк – исполнительным, домохозяйка – изобретательной, ведь это отработанные социальные формы достижения любви. Точнее, ее эрзаца, фальшивки. Те, кого в детстве любили безусловно, не склонны делать что-либо для привлечения внимания. Но, к сожалению, дети в подавляющем большинстве случаев недолюблены. По мере взросления они ищут способы, гарантирующие любовь. Связывая в посланиях воедино такие свойства, как «необычность», «совершенство» и «вещи», гламур предлагает взбунтоваться и уйти в иллюзию. Человек сам выбирает легкое и быстрое «решение» проблемы любви – внимания и отвержения.

НАРОДНАЯ ИНОМАРКА

Ниссан«КИА», «Ниссан», «Хендай» и «Шкода» – самые популярные марки в России, если верить маркетологам. Это и не удивительно, «нормальный человек», какой-нибудь в меру интровертивный эпилептоид, пройдется по салону, подивится на модные экземпляры и купит давно примеченный серенький солярис. Вот и вся недолга. Практичность, экономичность, вместительность – аргументы прагматические, взрослые и заслуживающие уважения, однако что заставляет нас покупать машину, каких в городе миллион? По мнению психологов, конформизм – естественное свойство зрелой личности, если бы все хотели «быть не как все» – человечество не выжило бы. Немецкий психолог Фриц Риман, считал что стремление к конформизму проистекает из естественной потребности быть принятым в обществе, а вот желание «не выделяться» – из боязни остаться «не у дел», страха изоляции, который чаще всего испытывают люди, ищущие прочных эмоциональных связей, склонные к самоотдаче и не умеющие жить в одиночестве.

«Как правило, это семейно-ориентированные личности, далекие от инфантильной потребности любви и внимания любой ценой, – считает психолог Юрий Щербатых. – Они умеют быть полезными: подвозят на дачу подруг, забирают из аэропорта троюродных тетушек, развозят по секциям детей. Однако за желанием "не высовываться” нередко стоит неизжитый детский страх негативных оценок, осуждения со стороны окружающих, где на первый план в сознании выходит не собственное желание и конечный результат, а реакция ближайшего социального окружения». Подумайте, а не боитесь ли вы браться за что-то новое? Не останавливаете ли себя в своих проектах, мечтах и чаяниях? Помните, что риск отвержения кажется более значительным, чем он существует в реальности. А еще лучше – возьмите как-нибудь на прокат красный феррари. Просто чтобы посмотреть на мир под другим углом.

КРАСНЕНЬКАЯ

красненькая«Какую машину ты купила?» – «Красненькую!» Это из анекдота про блондинок. Продолжение – про продавцов полосатых палочек и зеркала, чтоб красить губы за рулем. Яркие кричащие цвета, согласно многочисленным исследованиям психологов, выбирают люди истероидного склада, экстравертивные и активные, они превращают мир в театр одного актера, где сами же и солируют. Им важно быть в центре внимания, однако у них никогда не отказывают тормоза.

Напротив, «блондинка» на красной машине – существо более чем практичное. Во-первых, быть владельцем красного авто, в принципе, довольно безопасно: машину видно в любое время суток, в тумане и издалека. Во-вторых, и, как правило, это осознанный выбор любительниц красненького, некоторая фора со стороны других участников дорожного движения им обеспечена: там же «обезьяна с гранатой», «баба за рулем»! «Блондинки» этим охотно пользуются и не обижаются: истероиды вообще-то не слишком ранимые, а вот социальной искушенности им не занимать. По своему физиологическому воздействию красный стимулирует кровоснабжение, вызывая прилив энергии. Может быть, машина потому и красная, что девушкам немного не хватает тепла…

ЭРЗАЦ АВТОМОБИЛЯ

матиссХотели ситроен, а купили подержанный матисс. Могли бы «справить» хонду, но решили еще годик покататься на дедушкиной шестерке. Конечно, если это пока единственно возможный вариант, вы сильный, не боящийся трудностей человек и, по всей видимости, опытный водитель. Но если желаемая (и возможная) покупка откладывается на «после дождичка в четверг» по не вполне понятным причинам, стоит вспомнить Зигмунда Фрейда, связавшего отношение к деньгам с фекалиями. Предвижу возмущение: я просто экономлю! А вот психоаналитики считают, что с нами играет бессознательное, в котором страх «потери» закладывается на так называемой анальной стадии развития, от года до двух. Так вот, скупец, вечно откладывающий на черный день, неосознанно компенсирует отражение детского отказа сесть на горшок по требованию недовольных родителей. Транжира, напротив, похож на ребенка, стремящегося к одобрению его «подарков».

«Бережливость, доходящая до скупости, может проявляться в любых ситуациях, подразумевающих обмен – имущественный, эмоциональный, творческий, – говорит психоаналитик Татьяна Алавидзе. – Желание не потратить в символической форме дает ощущение безопасности, возможности распоряжаться собственностью по своему усмотрению. Такая утрированная независимость дарит человеку успокоение, за которое, увы, приходится расплачиваться: все время жить "на черновик”».

Дарья Ефремова

Категория: Психология отношений | Просмотров: 521 | Добавил: Зоя | Теги: выбор, автомобиль, типы личности, Машина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz