Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Какие из семи добродетелей наиболее популярны в вашей жизни?
Всего ответов: 6
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2012 » Ноябрь » 14 » Давайте скучать вместе!
15:21
Давайте скучать вместе!

скучаюВ Германии по закону ребенок до 12 лет не может оставаться один ни дома, ни на улице, вообще нигде. Наша страна тоже близка к этому. Какие последствия для психики будет иметь полное исключение из ее формирования такого понятия, как «одиночество»?

В конце прошлого века группа психологов-нейрофизиологов придумала методику, суть которой в том, что современные дети, выращенные в тесных городских квартирах при помощи колясок, манежей и ходунков, почти лишены этапа ползанья, который очень важен для формирования мозга. Методика строилась на восполнении этого этапа: дети и подростки в течение года регулярно в определенных объемах катались по полу, ползали на животе, спине, четвереньках, это приводило к большим положительным сдвигам в развитии, лечило многие недуги. Потом было обнаружено, что внимание и работоспособность у школьников снижается и в школе во многом из-за того, что в их жизни пропала «дорога в школу». Темп городской жизни все ускоряется, я бы, пожалуй, сказала – становится все суетливее, дети вовлечены в бега «раннего развития», и лишь уже на выросших поколениях обнаруживаются патологии и неврозы.

Довольно быстро образовалось огромное количество табу, связанных с детским трудом, самостоятельностью, безнадзорностью. Эти запреты очень жесткие, основаны в основном на идее «защиты» и «сохранения», они базируются на родительских фобиях и неврозах и абсолютно не рассматриваются с точки зрения эволюции вида и здоровья психики.

Скука – также весьма пугающее понятие, на которое практически наложено вето в отношении детей. Вопрос «Тебе не скучно?» задается тем же тоном, что и «Не страшно (плохо, больно)?», и положительный ответ – сигнал к немедленному исправлению ситуации.

Конечно, скука – состояние не из приятных. Взрослые его умело избегают, спасают от него своих чад и вырывают из их психического развития большой блок «трудность-навык». Нет трудности – нет навыка. Умение скучать у современного человека отсутствует совсем. Соответственно, у следующего поколения еще меньше шансов его обрести. Скорбная эпоха развлечений.

Современный ребенок должен быть постоянно организован и занят. Школа, кружки и факультативы, дополнительные занятия, уроки, развлечения, разговоры, телевизор. Перерыв только на сон. Перед глазами должны постоянно мелькать картинки, в ушах что-то звучать, мысли должны быть заняты решением задач или отслеживанием сюжета или хотя бы картинки.

Если ребенок жалуется, что ему нечем заняться в лагере, на даче или у бабушки, взрослый с классическим занудством обязательно посоветует кучку способов повеселиться. А как же еще? А попробуйте ответить: «Поскучай». Иллюстрацией я бы, безусловно, выбрала картинки из советского мультика «Серебряное копытце» по Павлу Бажову. Вспомните: избушка в зимнем лесу, дед ушел на несколько дней. Девочка одна, развлечения такие: спящая кошка, печка, свечка, деревянный стол и бревна сруба. Ужас для современного человека. А потом я бы вспомнила Александра Пушкина в Болдине, и многих других. Если вы почитаете историю великих научных идей Айзека Азимова, то будете поражены, насколько эта история связана со скукой разных людей от Пифагора до…

Скука – очень ресурсное состояние. Умение скучать формируется (или нет) в самом раннем детстве. Можно и позднее, но, как всякий навык, чем позже, тем труднее.

Надеюсь, понятно, что я не за то, чтобы дети были брошены без внимания. Но я и против того, что ребенок переходит с рук на руки, окружен погремушками, мобилами, развивающими играми с постоянным обновлением.

В чем же ресурс скуки, для чего она важна и нужна? Сейчас принято считать, что скука – это источник наркомании, преступности, игровых зависимостей и прочих бед. Отнюдь! Все эти «нехорошести» вызывают страх остаться один на один с самим собой, незрелые защиты и бегство от трудностей.

Дело в том, что именно скука, если позволить ей быть, – состояние, порождающее творчество и настоящую мыслительную деятельность, которая потеряна практически в современном социуме. Если вы умеете скучать, то вы можете не разбирать дела и решать задачи, размышлять не о чем-то или о ком-то, а начать думать.

Один мой знакомый деревенский тракторист, который очень редко бывает трезвым, меня понимает. Как-то, пытаясь выпросить у меня чекушку, он обосновал: «Если я не пью два дня, я ведь думать начинаю! А это больно». Это, конечно, крайняя форма. «В норме», чтобы не думать, можно смотреть телевизор, поиграть на компьютере, поболтать с друзьями или – наше любимое – заняться чем-нибудь. Главное – не бездельничать.

Скука нас страшит не только тяжелыми ощущениями, но и результатами. Ведь думающий человек или творческий (особенно ребенок) довольно некомфортен и порой опасен. Проснувшийся ресурс требует материалов и площадки для воплощения, может быть непонятным, пугающим и разрушительным.

Не развлекать себя ничем с часок так же трудно, как сделать полноценную медитацию, но вам может понравиться. Попробуйте не исключать из жизни детей опыт скуки, позвольте им принять ее скрытые дары.

Юлия Жемчужникова (психолог)

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Даниил Хломов, психотерапевт, гештальтаналитик

НЕ ПИНАЙТЕ РЕБЕНКА. Я отношусь к скуке с очень большой симпатией. Это состояние, порождающее творчество и мыслительную деятельность, то, что было обозначено гештальттерапией как состояние «творческого предразличия». Скучая, человек может сразу не кидаться в деятельность, а выбирать, делать или не делать что-то. Чем больше промежуток от стимула до реакции, тем больше у нас возможностей выбора. Если я скучаю, это значит, что у меня есть время придумать что-то и заняться тем, что мне интересно. Заниматься тем делом, которое не интересно для человека, вредно, это вызывает разные патологические явления. Быть отвлеченным, рассеянным – это нормально. И не нужно человека (особенно ребенка) «пинать» в те моменты, когда ему скучно, иначе он начнет действовать в несобранном состоянии, и таким образом могут появиться достаточно серьезные психические нарушения. Скука может быть и переживанием злости на отсутствие чего-то – вполне энергетическое состояние, которое позволяет нам переживать злость более цивилизованно.

Категория: Родительское собрание | Просмотров: 488 | Добавил: Зоя | Теги: воспитание ребенка, одиночество, социальные нормы, творчество, скука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz