В книжках пишут, что с детьми надо практиковать активное
слушание, использовать «я — ты»-сообщения и играть в ролевые игры. Тогда
детям будет проще вырасти, а родителям представится уникальная
возможность сохранить остатки рассудка. Я и практикую, честно. Теоретически это должно выглядеть так: — Ненавижу! Не хочу! Не буду! Хочу хлопья! — Тебе не нравится овсянка, — утвердительно, без всяких вопросов. — Да, я не люблю кашу! — И поэтому ты злишься, — родитель по-прежнему утверждает. К тому же, он мил, спокоен и настроен на позитивный диалог. — Да, я не хочу кашу, потому что мне невкусно, и из-за этого сержусь. — Когда ты сердишься, тебе хочется кричать. В
книжках не пишут, сколько может продлиться такой диалог, но в конце
концов ребёнок обязательно съедает кашу, потому что он понял (при помощи
родителя), что овсянка полезна и всё такое. На практике — совсем иначе: — Не хочу! Не буду! Ненавижу! Хочу хлопья! — Тебе
не нравится каша, — трудно сохранять спокойствие, когда мимо твоей
головы прямой наводкой пролетают сопли из овсянки и оставляют липкие
следы на обоях. — Не хочу! Не буду! Ненавижу! Хочу хлопья! — Ты злишься, потому что тебе обидно, — я спокойна, спокойна, спокойна… — Не хочу! Не буду! Ненавижу! Хочу хлопья! Длительность
беседы напрямую зависит от моей выдержки, но реплики оппонента не
меняются, а результат всегда один: обои в пятнах, ребёнок крепко сидит
попой на полу, держится за ножку стола и требует хлопья, которые в итоге
и получает, потому что я опаздываю на работу. Куда проще было бы дать
хлопья сразу. С ролевыми играми — и того хуже. Мои подруги ставят с
детьми кукольные спектакли, разыгрывают пьесы и даже изготавливают
настоящие декорации. В нашей семье занавес падает примерно через три
минуты после начала первого акта — ровно столько времени требуется
детям, чтобы обрушить карниз в попытке договориться, кто из них будет
рабочим сцены. Иногда мы играем в зоопарк: — Дети, давайте вы не будете ссориться, кто из вас собачка. Давайте ею буду я? — Мама, нет, ты больше похожа на корову или свинью. Тут я обижаюсь, а игры заканчиваются. Впрочем, нет. Они отлично играют в битву супергероев: две палки, два викингских шлема с рогами и пара мечей. — Маша! —
я бегаю вокруг, пытаясь закрепить шлем покрепче. — Ты же девочка, давай
поиграем в принцесс! Ну хочешь, ты будешь королева, а мы — твои слуги? — Я фея-Винкс, они летучие воины и умеют стрелять! — откуда-то из-под рюшей бархатного платья появляется игрушечный автомат. Я ретируюсь. «Так
дело не пойдёт, я педагог с тридцатилетним стажем. Современным детям
просто неинтересны собачки и кошечки, надо использовать актуальную
реальность», — сказала свекровь и приступила: — Будем играть в ресторан. Я посетитель, пришла к вам пообедать! Дети с радостью тащат семейный фарфор и фаянс, полностью игнорируя разноцветную кукольную посудку: — Что будете заказывать? Что пожелаете? Коньяк, водку, виски, спирт? — Разве можно предлагать даме водку? — свекровь ещё пытается играть. — Бабуля, а кто здесь дама? Я знаю, ролевые игры эффективно используют психологи во время занятий. Например, чтобы справиться с детской агрессией: - Итак, мальчик, давай представим, что ты тигр. Тебе надо будет рычать, громко! — А какой именно: уссурийский или амурский? — А какого бы ты выбрал? Может, уссурийского? — Вообще-то мне больше нравятся амурские. — Хорошо, будешь амурским тигром. — Нет, не получится! Они не живут в городе. — А давай представим, что мы в лесу! — А в каком именно лесу? Амурские тигры обитают в определённых лесах… Когда,
наконец, ребёнок перечислит всё, что он узнал из энциклопедии, время,
отведённое на занятие, заканчивается. Действительно, очень эффективный
способ потратить мои деньги. А совсем недавно мой мальчик стал
играть в игру, правила которой мне давно известны. Более того, я даже
знаю её название: «переходный возраст». И выслушивая очередное «Меня
никто не понимает! Меня всё достало!», я думаю, что детские игры с
карнизом и феями-Винкс мне нравятся гораздо больше и я даже
согласна включить пункт «кидание овcянкой» в правила, лишь бы только
они подольше оставались маленькими. Александра Давлатова-Мечик |