Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Больше всего Вас раздражает, когда собеседник ...
Всего ответов: 33
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2011 » Июнь » 27 » Как научить детей чувствовать
13:49
Как научить детей чувствовать


смешноВся прелесть в том, что ребенок совершенно не контролирует свои чувства. Радость и счастье — спонтанные состояния. Быть по-детски счастливым мечтает каждый взрослый. Но значит ли это, что взрослые должны махнуть рукой на эмоции и уделять внимание только хорошим манерам и мышлению своего ребенка? Они-де обеспечат статус, а вместе с ним придет и удовольствие от жизни.

Мой опыт показывает, что учить чувствовать правильно — это тренировать интуицию, возбуждать интерес к жизни, распознавать опасные ситуации и общаться с симпатичными людьми. От эмоционального благополучия к социальному успеху более короткий путь, чем от высокого IQ или чистого носового платка. Психолог Лев Выготский недаром говорил, что можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. И тому и другому нужно и можно учить!

Если нарушено эмоциональное развитие в раннем возрасте, то ребенок в будущем будет неспособен правильно назвать и описать, что он чувствует. Хотя «коллекция» эмоций пополняется с возрастом, но пользоваться простыми смайликами (улыбающийся, нейтральный и грустный) могут даже двух-трехлетние малыши. Ведь такие маски носят клоуны. Когда дети приходят в детский сад, мы просим обозначить свое настроение. На большой доске в ряд напротив имени фамилий детей прилеплены смайлики. Воспитателю сразу понятно, кто сегодня не в духе, какой общий фон для проведения занятий, а также кто постоянно грустит. И хотя воспитатель не всегда может узнать причину, он может так спланировать день, чтобы в него были включены игры и занятия, «поднимающие настроение».

Работает и традиционный способ частых «поглаживаний». Чем чаще воспитатель прикасается к ребенку, тем быстрее он привыкает к детскому саду и испытывает радость предстоящей встречи в группе. Самый большой комплимент воспитателю, когда ребенок просит родителя «еще немножко поиграть» в группе. Изменение поведения воспитателей, как показал наш эксперимент, снизило количество тревожных детей с 32 до 3%!

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСТОРГ

восторгРебенок должен уметь не только испытывать эмоции, но и выражать их. Мы проводим что-то вроде тренинга эмоциональных состояний. А вот материал может быть самый разный — видеосюжеты, игры, в которых герои проявляют сильные положительные или отрицательные эмоции. Детей просят назвать, что чувствует персонаж. Можно провести такую гимнастику: предложить детям изобразить «страх», «ужас», «радость», «восторг», «скуку». Дети постарше способны поразмышлять, чем одно состояние отличается от другого, какие мимические мышцы работают на радость, восторг, счастье. Одни герои вскидывают руки вверх, другие, наоборот, прикрывают лицо ладошками. Чем ярче, экспрессивнее выражение эмоции, тем лучше ребенок ею овладевает и пользуется. И конечно, стихия музыкальных занятий, в которых детям предлагается танцевать по наитию, — лучший способ гармонизации внутреннего, прежде всего эмоционального мира ребенка. Во время таких занятий легко обнаружить детей, которые кажутся «никакими», «вялыми», а на самом деле обладают скрытым и очень сильным темпераментом. Возможно, их просто успели «отполировать» взрослые. В семье, в саду или школе нередко запрещают бурно реагировать, а проявление эмоций толкуется как признак дурного воспитания или слабости натуры, особенно если речь идет о мальчиках.

Чтобы вызвать живую яркую эмоцию у ребенка, достаточно делать ему небольшие сюрпризы и самому показывать бурную радость, удивление, восторг и сопричастность к эмоциональному миру ребенка. Положите в карманчик куртки «волшебную записку» и прочитайте ее вместе со своей дочкой или сыном. Пусть это будет письмо от волшебника, который помнит и благодарит ребенка за то, что он помог по дому.

рука другаСО-ЧУВСТВА

К социальным чувствам мы относим прежде всего страхи, которые тоже нужно успеть отработать с малышом. Традиционно дети боятся темноты, высоты, закрытых на ночь дверей, непонятных шорохов или других сигналов. Дети боятся оставаться одни дома, тем более в незнакомом месте. Страх — это нормальная реакция на предполагаемую опасность. Главное — научить ребенка оценивать ситуацию и ее опасность. Один из приемов — нашептать на ушко любимой игрушке, что пугает и настораживает. Еще один — нарисовать того, о ком и говорить страшно. А наши коллеги разработали систему настольных игр «Мозарктика», когда ребенок может выложить из специальной мозаики ситуацию или целый мир. Подбирая детали и обсуждая их со взрослым, ребенок «прорабатывает» проблему. Раз от раза картина становится более гармоничной, а ребенок — более спокойным и уверенным, пока он совсем не теряет интерес к сюжету. «Мозарктика», кстати, родилась из опыта реабилитации детей из детских садов, которые оказались в зоне терактов на Каширском шоссе.

вместеНо социальные чувства — это и дружеская привязанность, и чувство включенности в группу, признания, поддержки. То есть это вся гамма устойчивых переживаний, которые связаны с отношениями с другими людьми. Конечно, они определяются сценариями ролевых игр, которые мы предлагаем детям. Нужно обращать внимание, чтобы игры не вызывали агрессию и неприязнь. Особенно обратите внимание на мальчишеские игры. С одной стороны, психофизиология мальчиков требует определенного уровня возбуждения, риска, агрессии. Умение справляться с такими экстремальными переживаниями пригодится детям в дальнейшем. С другой стороны, игра в лего захватывает мальчишек больше, чем игра в «звездные войны».

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!

счастьеСостояние всеохватывающей радости достигается ребенком, когда он получает подтверждение того, что его любят. Признаки, на которые ориентируются дети:
• улыбка взрослого;
• тактильные контакты. Счастье, когда к тебе не только прикасаются, но и обнимают, тискают, подбрасывают вверх;
• количество времени, которое родители готовы уделить своему ребенку: трудно быть счастливым, когда от тебя постоянно отмахиваются;
• желание взрослого продолжить играть с ребенком, несмотря на усталость и занятость;
• сигналы радости и спокойствия, которые ребенок улавливает на невербальном уровне. Девочки без слов понимают, когда их родители счастливы. Мальчику лучше прямо сообщать: «Ты знаешь, это такое счастье играть с собственным сыном!», «Я тобой горжусь!», «Я счастлив, что у меня такой сын!».

Ольга Маховская, Любовь Васильева
Категория: Родительское собрание | Просмотров: 998 | Добавил: Зоя | Теги: эмоциональный интеллект, воспитание детей, психология ребенка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz