Драмкружок, кружок по фото, а ему — вашему драгоценному чаду — еще и
петь охота. И не только петь: ребенок мечтает стать одновременно
рок-музыкантом, фотографом, предпринимателем, врачом, журналистом. Вы же
тем временем осознаете, что, пока он решает, чего хочет, медленно, но
верно приближается момент вступительных экзаменов. И в итоге можно
оказаться в неприятной ситуации — когда ваш ребенок просто-напросто не
знает, куда пойти учиться и чем вообще заниматься в этой жизни.
Если решение подобных вопросов весьма насущно для вас или только
обещает стать таковым в будущем, стоит уже сейчас решить и продумать,
как именно при необходимости вы будете помогать ребенку определяться с
профессией.
Способ 1. Через профессионалов
У современных старшеклассников в расписании есть предмет ТПК («твоя
профессиональная карьера»). Как правило, его ведут
психологи-профориентаторы, которые помогают увидеть весь спектр рабочих
направлений и продвинуться в выборе работы.
Кроме того, профориентаторы практикуют частным образом, работают в
крупных вузах (например, в МГУ) и ведут специальные тренинги для
абитуриентов.
На тренингах у профориентаторов можно обнаружить очень интересные
игры: например, подросткам предлагается записать свое собеседование на
камеру, которое потом выводится на открытое обсуждение, «поиграть» в
представителей разных профессий и даже посетить экскурсию в крупной
корпорации.
Минусы профориетаторов в том, что они не знают и не могут знать
абсолютно весь спектр рынка труда и могут дать лишь общее направление,
учитывая особенности, способности и таланты ребенка (например,
посоветовать ему попробовать себя в журналистике, однако решать, кем
именно он будет в предложенной сфере, ему придется самостоятельно).
Пример из жизни
Алина — мама близняшек Кати и Вики — четыре года назад столкнулась с
проблемой профопределения ребенка. Ее дочери пошли в 11-й класс, и
настало время решать, где продолжать образование и в каком направлении
двигаться. «Вика с детства рисовала — окончила художественную школу,
отучилась на нескольких курсах у довольно популярных художников, к 16
годам у нее за плечами было множество премий и побед на конкурсах
рисунков, так что мы с мужем даже не сомневались, кем станет дочь. А вот
с Катей не знали, что делать — она всегда переживала, что у нее нет
никакого особенного таланта («не то, что у сестры»), и не знала, кем
хочет быть. Вообще она вместе с Викой окончила «художку», но скорее по
инерции, нежели по призванию.
Поэтому в начале 11-го класса мы заволновались, а Катя постоянно
ходила грустная и боялась, что никуда не поступит. Разговоры по душам
а-ля «ну а что ты любишь делать?», конечно же, не помогли. Мама мужа —
психолог, она и посоветовала отвести дочь к профориентаторам. В центре к
Кате отнеслись с пониманием, сделали несколько разноплановых тестов на
профориентацию и посоветовали попробовать себя в рекламе. Дочка
прислушалась и начала усиленно готовиться к вступительным, в итоге сама
поступила на «бюджет». Сейчас Катя уже на 4-м курсе и успешно совмещает
учебу с работой в рекламном агентстве — она у нас теперь ценный кадр,
креативщик. А я вижу, как у нее горят глаза, и не устаю благодарить
свекровь за дельный совет».
Способ 2. Через личный опыт
Психологи считают: очень эффективный метод профориентации — ранний
труд. Ребенок уже в старших классах нанимается в компанию, направление
которой его интересует, и начинает зарабатывать деньги. Например, в
киноиндустрии всегда нужны люди на хлопушки, помощники на площадке и так
далее. В ресторанах — официанты, а в медиахолдингах обязательно
найдется место для юного секретаря.
Такая практика широко используется на Западе: во-первых, она
позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор профессии без давления
извне, а во-вторых — учит рассылать резюме, проходить собеседования,
трудиться под чьим-то руководством, уживаться с коллегами.
Но стоить помнить: работа не должна мешать учебе, а еще она должна быть правильно мотивированной.
Мало кому захочется работать в 16—17 лет, если можно вместо этого
посидеть за компьютером или поиграть во дворе. К тому же многие родители
говорят: «поработать всегда успеет, пусть насладиться детством». Оба
тезиса верны — поэтому стоит выбрать оптимальное время для «набора
опыта». Допустим, трехмесячные летние каникулы отлично располагают к
ненавязчивой работе на полставки, а возможность покупать что вздумается
на свои собственные и лично заработанные деньги — мотивация вполне
неплохая.
Тем не менее надо учитывать множество факторов. Во-первых,
обязательно следует внимательно прочитать трудовое законодательство (а
именно те его разделы, которые касаются детского труда). Во-вторых,
родители должны знать, куда нанялся их ребенок: ведь неопытный сотрудник
может нарваться на аферистов и даже криминальные структуры. В-третьих,
труд должен быть посильным.
Ну и наконец всегда можно устроить ребенка к знакомым, убедив его при
этом, что в любой момент он сможет уйти и сменить род деятельности: он
же пока только учится работать, а не содержит целую семью.
Пример из жизни
«Ребенок у нас один, так что ему мы никогда ни в чем не отказывали, —
делится Нина. — В итоге, конечно же, избаловали — в 16 лет сын начал
нам предъявлять претензии («у Санька четвертый айфон, а я как лох с
третьим хожу до сих пор») и требовать все больше карманных денег. Если я
как-то пыталась наставить Антона на путь истинный, объяснить, что так
нельзя, что мы и так даем ему более чем достаточно, особенно для его
возраста, то муж решил не церемониться и открытым текстом заявил:
«Хочешь денег, значит, иди работать». После череды скандалов Антон
внезапно согласился — через неделю у него начались каникулы, и отец
устроил его ассистентом к себе в редакцию. Поначалу сын особого
энтузиазма не испытывал, однако со временем втянулся в работу. И знаете
что удивительно — через пару месяцев Антон начал пробовать писать
статьи, причем неплохие. В итоге каникулы закончились, но он не ушел из
редакции, оставшись внештатным автором. Сейчас вот поступил на журфак —
сессии сдает на «отлично» и продолжает работать у отца. Боюсь
представить, что было бы, не будь тогда муж так категоричен».
Способ 3. Через дни открытых дверей
Помимо профессии, ребенку предстоит потратить пять лет (а может, и
больше) на учебу. И эти годы, проведенные в учебном заведении, должны
приносить ему не только знания, но и радость. От выбора вуза многое
зависит: расположение ребенка к профессии, вероятность того, что он
вдруг бросит учебу, его желание работать по специальности… Многих
студентов иногда просто воротит от неадекватных требований, давящих
преподавателей и слишком серьезной конкуренции. В результате чего они
либо не справляются с учебой, либо самостоятельно приостанавливают ее.
Очень важно понимать специфику вуза. Например, творческое образование
может быть классическим и строгим, а может — современным и креативным.
Если ребенок решил стать, допустим, музыкантом, ему надо сходить на день
открытых дверей не только в консерваторию, но и на факультет эстрады,
курсы диджеинга и так далее.
Зачастую родители думают о престижности вуза, и не совсем понимают,
что у именитого института может быть не самая подходящая
профессиональная направленность. Здесь поможет экскурсия, посещение дней
открытых дверей, беседа втроем — преподаватель, ребенок и вы. Пусть
задает вопросы, пройдет вольным слушателем пару факультативов,
пообщается со старшекурсниками или выпускниками. Между прочим, если
ребенок сам «зажжется» тем или иным вузом, его мотивации хватит для
того, чтобы поступить. А может быть, вам даже не придется тратить деньги
на репетиторов и платить за дорогие подготовительные курсы: ребенку
настолько захочется учиться, что он сам приложит к этому все усилия.
Пример из жизни
Лариса и Андрей — профессора в одном из лучших вузов Москвы. Старшую
дочь, Аню, также с самого детства готовили для научной карьеры:
спецшкола, химико-биологический класс, бесконечные занятия с
репетиторами, подготовительные курсы, — но внезапно ребенок взбунтовался
и заявил, что желает быть художницей. «Я была в ужасе, — говорит
Лариса. — Столько времени, денег потрачено на подготовку к химбио, тем
более у нее действительно все получалось, преподаватели хвалили за
усидчивость и упорство, прочили ей великолепную научную карьеру.
Поступление было делом техники, а она такое устроила — отказалась
заниматься химией и вообще посещать все научные предметы. Да, конечно,
она давно занималась в художественной школе, но мы, честно говоря,
воспринимали это исключительно как хобби. Мол, чтобы иногда отвлекалась
от науки.
Потом выяснилось, что Аня сходила на день открытых дверей в
художественный вуз, показала там свои картины (преподаватели их высоко
оценили) и выяснила, что поступить туда вполне реально.
Поначалу мы очень расстроились, но потом, к своему стыду, впервые
посмотрели работы дочери и поняли, что в этом случае иного варианта
развития событий нет — в семье химиков вырос талантливый художник».
Работа над ошибками: чего делать нельзя
Решать за ребенка, чем ему надо заниматься, нельзя ни в коем случае.
Даже если папа с мамой уверены, что он будет счастливым юристом или
бухгалтером — это как минимум несправедливо по отношению к его будущему и
как максимум может просто сломать ему жизнь. Ребенок имеет право сам
выбрать себе занятие. Старайтесь не перекидывать свои личные амбиции на
ребенка.
Очень часто родители, которые, допустим, не реализовались в
творчестве, мечтают, чтобы ребенок непременно воплотил их мечту. Стал
знаменитым, или очень состоятельным, или вообще ушел в ту сферу, о
которой некогда мечтали папа или мама.
Не менее опасно смеяться над его романтичными идеями. Говорить нечто
вроде «да все равно у тебя ничего не получится», «спустись на землю»,
«брось эти глупости». Если у ребенка есть профессиональная мечта — пусть
даже самая сумасшедшая, — он имеет право на ее воплощение. Или хотя бы
на попытку воплощения.
И помните — свое будущее дети должны выбирать сами. И они, как и все
люди, имеют право на сомнения, имеют право просто передумать. Допустим,
вы вместе решили, что ребенок будет заниматься журналистикой. И вот вы
выкладываете далеко не мелкие суммы на преподавателей, кропотливо
следите за его занятиями, участвуете в работе над домашним заданием, а
ребенок вдруг заявляет, что передумал. В любом случае ему будет куда
интереснее и полезнее самому поспособствовать поступлению, стать юнкором
или начать писать внештатно, чем делать что-то «ради мамы».
Выбирая специальность, ребенок должен отлично понимать не только суть
будущей учебы, но и специфику работы. Хороший вкус — еще не повод стать
дизайнером, который так много работает руками, а гуманизм — далеко не
единственная мотивация медика. Задавайте ребенку вопросы: «как ты
представляешь свое будущее?», «каким ты видишь себя через 10 лет?», «как
выглядит твой кабинет, какие у тебя коллеги?». Кроме того, есть
подростки, которые ориентируются на достаточно невостребованный труд.
Они мечтают, скажем, заняться несовременной профессией или
низкооплачиваемой работой просто потому, что к этому лежит душа. В таких
случаях очень важно дойти до компромисса: всегда можно оставить что-то
на уровне хобби и поискать смежную, но более удачную профессию. Дарья Мазуркина
|