Фантазия помогает детям познавать мир. А их воображение, о котором
взрослые могут только мечтать, рисует сказочные вселенные и
противоречивые ситуации, через которые ребенок узнает разницу между
добром и злом.
Однако побочный эффект богатой фантазии — классические детские
страхи. Благодаря широкому воображению они становятся ощутимыми и
реалистичными… Как с ними справляться? Разбираемся вместе с автором
Леди@Mail.ru Дарьей Мазуркиной.
Там, где живут чудовища
Наверное, каждый ребенок (и вы в свое время, признайтесь) воображал
чудовище, спящее у него под кроватью, или злую ведьму, сооруженную из
горы мягких игрушек, чьи очертания стираются в темноте.
Обычно подобные страхи пропадают к 10 годам, а именно — началу
пубертатного периода. В это время им уже не до выдуманных монстров:
нужно найти свое место в мире, определить себя в обществе, оценить свое
«Я».
Фрейд считал, что эти кошмарные «сны разума» порождает ранее детское
либидо, которое в силу возраста не может найти свой выход. Однако
современная психология относит детские страхи к тревожности, присущей
некоторым этапам развития, к ранним психотравмам, реакциям на стресс и
даже фобиям.
Реальность и фантазия детей не сильно отделены друг от друга. Ребенок
может испугаться как сказочного персонажа, так и метафоры, вроде
«смертельная петля» или «перемывать косточки».
Но самое сложное в идентификации детского страха то, что сами
родители их боятся. Папам и мамам бывает сложно выслушать отпугивающие
табуированные картины, приходящие в голову детям, а порой их нервная
реакция на обычные вещи просто раздражает взрослых.
Чтобы помочь ребенку, необходимо сперва понять, какой природы его страх.
Проблема: он боится, что произойдет что-то нехорошее
— автобус с родителями перевернется по дороге домой, его забудут в
детском садике, на него рухнет потолок и… в том же духе — это симптомы
стресса. Детям в 5—6 лет свойственно бояться за родителей и за свою
жизнь — они только-только начинают понимать, что мы все не вечны. Однако
если страх несет навязчивый характер, вызывает соматическую реакцию
(дрожь, потерю аппетита, рвоту, тошноту, несварение желудка) — речь идет
уже о тревожности.
Что делать: необходимо пересмотреть ритм жизни
ребенка. Слишком много занятий, кружки, нереальное количество
факультативов, непосильные обязанности, позднее сидение за телевизором и
компьютером, просмотр криминальных боевиков и ужастиков… а может быть,
просто новостей, провоцируют в детях такую реакцию. Ребенку лучше дать
время на отдых, избегать эмоциональных нагрузок (ни в коем случае не
кричать на него и не ругаться при нем), а в крайнем случае обратиться к
детскому психологу.
Проблема: страх чего-то конкретного — мышей, пауков,
бабочек, лифтов, зеркал. При виде устрашающего предмета или находясь в
определенной ситуации, ребенок испытывает панический страх. Он, скажем,
избегает ночевки на даче, где могут быть мыши, или обходит стороной
кошек и так далее.
Это классическая фобия. Предрасположенность к фобиям несет
генетический характер, а сам страх считается необоснованным. Очень может
быть, что фобия возникла у ребенка после некой травмы: допустим, он мог
связать больное падение с велосипеда с больничным лифтом, на котором
поднимался в травмпункте, или у него возник определенный ассоциативный
ряд.
Что делать: не надо ни в коем случае заставлять
ребенка сталкиваться со своим страхом, брать его на «слабо», шутить над
ним или пытаться объяснить, что он боится чепухи. Ребенок сам должен
регулировать свою работу над страхом, и только ощущая готовность к ней,
он сможет постепенно от него избавиться. Кстати, большинство фобий
проходит после достижения зрелости, поэтому такой страх — далеко не
приговор.
Проблема: страх определенной ситуации или
физического воздействия извне. Допустим, ребенок страшно опасается
незнакомых людей, боится оказаться брошенным на улице, попасть в
автокатастрофу, потерять ключи от квартиры, попасть в круг незнакомых
детей. Все это чаще всего — результат психотравмы.
Никто не застрахован от психотравм, и большинство людей (если не
сказать — все) их имеет. Однако у детей психотравмы проявляются особо
ярко: их подсознание стихийно, эмоции очень честны и сильны, и они
зачастую просто не представляют, как с ними справиться.
Природа этих психотравм может быть разной: родители, опасаясь за
безрассудство ребенка в очень эмоциональной форме рассказали ему об
опасности разговора с незнакомцами или об алкоголе и табаке (обрисовывая
мучительную смерть от вредной привычки), в результате чего ребенок стал
бояться сигарет и спиртного уже как явления, задыхаться при их виде на
рекламном плакате или в киоске. Или же он в любом взрослом сразу видит
маньяка, с трудом общается со знакомыми родителей. Кроме того, не
исключено, что по каким-то причинам его высмеяли дети из нового
коллектива, его страшно и публично выругали при друзьях или учительница
поставила ребенка в неловкое положение…
Что делать: в таких случаях ни в коем случае нельзя
учить ребенка подавлять свои эмоции (говорить «Ты же мальчик! Не
хныкай», или «Ты большой! Боятся только трусы»). Вытесненные эмоции
наносят сознанию тяжелый вред и могут вылиться в серьезные поведенческие
или психические нарушения. Стоит обсудить страх, расспросить ребенка о
том, что он испытывает, подстраховать его в момент контакта с фактором
страха.
Проблема: страх публичного выступления, общения или работы под наблюдением.
Этот страх обусловлен стыдом и заниженной самооценкой. В процессе
взросления ребенок вдруг начинает себя осознавать как отдельную
личность, несущую ответственность за собственные поступки. Когда он был
малышом, его всегда «прикрывали» родители. А теперь он сам должен
контактировать с миром…
Если его мысли и действия слишком часто осуждались, родители
постоянно повторяли фразы, вроде «тебе не стыдно?», или «где твоя
совесть?», его сравнивали с другими не в его пользу, у ребенка могут
возникнуть коммуникационные проблемы.
Вот классическая ситуация: ребенок вдруг стал плохо учиться, его
успеваемость падает, и он теряет контроль над выполнением заданий.
Родители его ругают за это, пугают страшными перспективами, наказывают, а
школьный психолог проводит разговор с ребенком и понимает, что, пытаясь
сдать контрольную или прочесть домашнее задание, ребенок
концентрируется не на учебе, а на своих отношениях с родителями. Ему
очень страшно показаться «плохим», поэтому он боится сделать шаг вправо
или влево в рамках учебного процесса.
Что делать: важно изначально не принижать самооценку
ребенка, не давить на него и не пытаться сделать его «лучше» через
негатив. Вместо ругани всегда можно поговорить с ребенком и объяснить,
что к чему.
Справляемся со страхами: простые способы
Нарисуйте вместе этот самый «страшный страх» максимально
правдоподобно. Потом позвольте ребенку «поиздеваться» над ним: он может
пририсовать «жуткой собаке» смешной клоунский колпак, дурацкую улыбку,
ослиные уши. Если ребенку эта идея не нравится, пускай нарисует объект
своего страха в самой безопасной ситуации — ту же собаку, но с
намордником и на поводке, или, скажем, катающуюся на аттракционах в
лунапарке.
Над страхом можно шутить. Хорошо иметь в арсенале пару-тройку острых
комментариев про объект его фобии. Можете рассказать пару шуток на эту
тему. Кстати, психологи считают, что юмор — это безобидное вытеснение
агрессии. Поэтому смеющийся над своим страхом ребенок как бы побеждает
его, вступает с ним в сражение и выходит более сильным.
Напишите вместе сказку о том, как ваш ребенок победил страх. Пусть
она сначала будет очень грустной, но потом в ней найдется выход: злой
волк оказался добрым, хулиганы — слабаками, а Баба-Яга подружилась с
ребенком и решила стать его бабушкой.
Позвольте ребенку выплеснуть негативные эмоции. Пусть разорвет
фотографию с объектом страха в клочья, шутя побьет подушку, представляя
на ее месте какого-нибудь злодея.
Дайте ребенку понять, что страх — это нормально, что его испытывают
даже взрослые. Поначалу он будет жмуриться, затыкать уши и сжиматься при
виде отпугивающего объекта, зато потом привыкнет.
Говорите маленькому ребенку, что вы всегда рядом, что он застрахован, что с вами можно ничего не бояться.
Хвалите детей как можно чаще — за каждую, пусть даже маленькую, победу над страхом. Это поможет ему продолжать борьбу с ними.
Спросите ребенка: чего именно он опасается? Что может вдруг «такого»
случиться? Потом объясните ему разумными и доступными способами, что
страшная ситуация просто невозможна или маловероятна.
Не становитесь вместе с ним рабами фобии, не меняйте свою жизнь так,
чтобы «подстроится» под страх, продолжайте действовать как обычно.
Бытовая необходимость без давления или насмешек с вашей стороны поможет
ребенку справиться с этой проблемой. Дарья Мазуркина
|