Праздники Ханука и Пурим имеют большое значение в связи с историческими событиями, которые борьбу евреев за свою национальную независимость.
Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине, нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют 'детскими' праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, за исключением детей в школах, которые в эти дни не учатся). В 2013 году Ханука выпадает начинается 27 ноября и продлится до 5 декабря. В ашкеназской традиции на этот праздник принято давать детям деньги (т.н. ханике-гелт, ханукальные деньги), готовить картофельные оладьи и играть в специальный волчок
Ханука — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета. В 2012 году Ханука приходится на 16 декабря. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских пособников в 165 году до н. э. Ханука входит в число праздников, празднование которых было установлено мудрецами. По этой причине, нет запрета работать в дни Хануки. Хануку и Пурим иногда называют "детскими" праздниками (в Израиле, например, эти праздники, как правило, являются рабочими днями, за исключением детей в школах, которые в эти дни не учатся).
Дух Ханука и его цели заключены в самом названии праздника. Праздник отмечается именно в память освящения храма, или, вернее сказать, повторного освящения, после того как храм был осквернен противниками иудейской веры во II в. до н. э. В IV в. до н. э. могущественный Александр Македонский попытался объединить своих подданных под знамением греческих верований и наладить греческий образ жизни. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в эллинизм элементы своей культуры при условии, что ты "добавляешь" их к греческому ядру. Процесс эллинизации дал евреям того времени некоторые преимущества, но при этом создал и определенную угрозу. Искушение оставить еврейскую традицию и принять греческий образ жизни было велико.
После смерти Александра, а 323 г. до н. э. его империя была поделена между несколькими правителями. Еврейская земля, называемая Иудеей, стала частью Селевкидского царства. В 175 г. до н. э. Антиох IV, правитель Селевкидского царства, выступил с попытками навязать греческую религию евреям, которые остались приверженцами веры в единого Бога. Он провозгласил себя Богом, принял титул Антиох Епифан и принудил первосвященника иудеев, который фактически управлял Иудеей, распространить греческое влияние среди евреев. В последующие годы Антиох стал еще более нетерпимым по отношению к иудейской религии.
Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения "Ми камоха баэлим, Гашем!" - 'Кто подобен Тебе, Всевышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатонного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней. В память об этом чуде наши мудрецы постановили празд
новать Хануку и зажигать ханукальные огни.
В Талмуде предписывается для празднования этого чуда в каждый из девяти дней Ханука зажигать по одной свече или светильнику в день, так, чтобы в последний день Хануки горели все девять подсвечников. Эти девять огней стали основным символом праздника. Эти свечи нельзя использовать с какими-либо практическими целями. Зажигающая свеча называется "шамаш", т. е. "слуга", и ее ставят в центр ханукальной миноры, которую иногда еще называют "ханеркие". В первую ночь Хануки зажигают первую свечу (на миноре - крайнюю справа). На вторую ночь зажигают вторую. Вспомогательной свечей зажигают новую свечу, затем еще одну справа и так дальше, пока в последнюю ночь не будут гореть все свечи. Свечи ставят справа налево, но зажигают их слева направо: такой порядок обеспечивает равное значение обеим сторонам ханеркие и показывает, что Бог присутствует везде.
Ханукальные свечи должны гореть в каждом еврейском доме и в синагогах, а также в любом другом общественном месте, где постоянно собираются люди. В синагогах светильники традиционно помещают у южной стены, а зажигают в промежутке между молитвами Минха и Маарив (на исходе Субботы – перед Авдолэ). Кстати говоря, и зажигающий Ханукальные свечи в синагоге, и присутствовавшие при этом – также должны зажечь Ханукальные свечи и у себя дома.
Ханука - праздник веселый и радостный. Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки обильные, чем обычно, трапезы, сопровождать их традиционными песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил для предков в те дни. В дни Хануки запрещено поститься - даже жениху и невесте, если день их бракосочетания совпадает с этими днями. Накануне Хануки и на следующий день после ее окончания поститься разрешено. В дни Хануки разрешено работать. Но, согласно древнему обычаю, все время, пока горят ханукальные светильники, женщины не работают. В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья: картофельные оладьи ("латкес") и пончики с вареньем ("суфгания"). С Ханукой связан и способ их приготовления с использованием растительного масла, что напоминает о ханукальном чуде. Также едят молочное - в особенности блюда, приготовленные из сыра. В число праздничных традиций входит одаривание детей игрушками или деньгами. |