Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Кто в Вашей семье главный?
Всего ответов: 17
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2012 » Июнь » 29 » Ретроспектива
14:00
Ретроспектива
белый олеандрБЕЛЫЙ ОЛЕАНДР

Режиссер Питер Косминский, 2002

Слоган этого фильма – «Где кончается мать и где начинается дочь?» – уже дает подсказку. Это фильм о сепарации ребенка от мамы, то есть об отделении и взрослении. Сюжет таков: богемная красавица (великолепная Мишель Пфайффер, которой даже не нужно изображать из себя «красавицу») отравляет своего возлюбленного. Ее сажают в тюрьму, и дочь-подросток начинает свои скитания: приемные семьи и приют, плохие компании, попытки найти себя и необходимость защищаться, порой с оружием в руках, – мир за пределами родительского дома оказывается не таким уж доброжелательным. И, конечно, жесткая интрига: от показаний, которые даст дочь как свидетель, зависит приговор. Что же она скажет о своей матери?

Дочь и любит, и ненавидит свою мать. Это – один из этапов процесса сепарации.

Вначале маленький ребенок слепо предан своим родителям, психологически слит с ними. Если он застрянет на этапе идеализации, то так и не сможет от них отделиться. Разве можно уйти от объекта, если он великолепен?

Дальше в подростковом возрасте начинается обесценивание родителей. Ребенок ищет в них недостатки, при этом продолжая нуждаться в их любви и заботе. Ненависть облегчает сепарацию, от плохого объекта уже можно уйти.

Повзрослевший ребенок психологически отделяется от родителей, любовь восстанавливается, только теперь она – другого качества. Взрослый ребенок общается с родителем на равных, а в старости и вовсе берет на себя заботу о нем…

Героиня явно находится на втором этапе. Она восхищена мамой – и бунтует против нее. С одной стороны, она следует советам матери. В самые трудные минуты она вспоминает ее слова, напоминающие о скандинавских корнях семьи: «Помни, мы – викинги, мы не плачем!»

С другой – делает все вопреки маме: вульгарно одевается, красится… Но внешние перемены не всегда влекут за собой перемены внутренние. И мать закономерно возражает: «Ты моя дочь, и пока я тебя не отпущу, ты не сможешь уйти!» – «Ну так отпусти же меня, мама!» – просит дочь.

И мать ее отпускает. Отказываясь от шанса на свободу, она не вызывает в суд дочь. Но решает ли это проблемы в их отношениях? Ушла ли дочь после того, как мать ее отпустила?

Цветок белого олеандра прекрасен и ядовит – как и образ матери в глазах героини. Трансформировался ли этот образ? Решила ли девочка свои проблемы с мамой? Пусть каждый из зрителей задумается сам…

БИЛЛИ ЭЛИОТБИЛЛИ ЭЛИОТ

Режиссер Стивен Долдри, 2000

Фильм об отношениях одиннадцатилетнего сына и отца. Они живут в шахтерском городке, отец и старший брат участвуют в забастовках, а маленький Билли вместо того, чтобы продолжить семейную традицию и увлечься боксом, мечтает о балете. Семья, узнав об этом, приходит в шок. Впрочем, представьте наш рабочий поселок, в котором парень не вдохновляется драками, а выбрал пуанты. Кто это поймет?

Сможет ли отец принять и поддержать выбор своего сына? Ему трудно, но без этого мальчик не сможет воплотить свою мечту. Не случайно даже учителя в лондонской балетной школе несколько раз спрашивают у отца: готов ли тот поддержать мальчика? И отец помогает, совершенно не понимая сына.

Хотя обычно больше говорится о материнской любви, отцовская любовь не менее важна и нужна. Просто они разного качества и направлены на выполнение разных задач. Мать подпитывает ребенка безусловной любовью, а отец вводит его в большой мир. То есть отец создает фундамент для реализации в социальном пространстве, помогает поверить в себя, справляться с трудностями.

Любопытно, что у самого режиссера умер отец, когда тот был еще подростком. А актер, сыгравший главного героя фильма, Джейми Белл, и вовсе никогда не видел своего отца. Не по себе ли они знают, как трудно без отцовской поддержки?..

ШАРЛОТТА НАВСЕГДАШАРЛОТТА НАВСЕГДА

Режиссер Серж Генсбур, 1986

Фильм провокативный, что вообще характерно для творчества Сержа Генсбура. Мало того, что сюжет вертится вокруг весьма двусмысленных отношений отца и дочери-подростка и даже сам герой цитирует «Лолиту» Набокова. Вдобавок их играют Генсбур и его дочь, которую, как и героиню, зовут Шарлоттой! Даже если это является просто эпатажем и коммерческим ходом, хочется поддержать смелость автора. Он позволил себе коснуться темы, которая донельзя в нашем обществе затабуирована, – инцестуозности. А ведь если о чем-то не говорить, это не значит, что оно исчезает… Прятать голову в песок помогает не всегда даже страусам.

Есть понятие «инцеста» как сексуальной связи между родственниками. По поводу него все довольно однозначно: он не дозволителен. Но есть и «инцестуозность» – психологический инцест, скрытый. Телесной связи в этом случае нет, но за внешней благопристойностью скрывается сексуальный подтекст, и он может травмировать ребенка. Каковы признаки скрытого инцеста? Если человек взрослеет, а родитель по-прежнему делит с ним свою постель, купает его, ходит при нем полуодетым или даже голым, побуждает ребенка к тому, чтобы тот «не стеснялся родителя» и своей наготы, не дает общаться с противоположным полом. Помните, что даже психологический инцест может иметь для детей серьезные последствия.

ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯРАПУНЦЕЛЬ: ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯ

Режиссеры Нэйтан Грено, Байрон Ховард, 2010

Злая колдунья прячет в высокой башне юную Рапунцель. Но ей нужна не сама красавица, а волшебная сила ее волос – колдунья использует их для омоложения. Рапунцель даже не понимает, что она – пленница. Колдунья выдает себя за ее маму и запугивает опасностью мира. Девушка не решается выйти наружу, пока в башне не оказывается ее герой, поменявший жизнь невольной отшельницы.

Сколько же матерей становятся для своих детей «злыми колдуньями»! Собственное одиночество заставляет их привязывать к себе ребенка. Всегда наступает момент, когда мать должна его отпустить. Вместо этого родительницы начинают удерживать детей любым доступным способом. Часто это делается через манипуляции. Типична инфантилизация ребенка – отрицание взросления, когда с ним обращаются, как с малышом, игнорируя реальный возраст. Инвалидизация – превращение человека в больное беспомощное существо, нуждающееся в опеке. Нередко происходит запугивание страшным миром: «Никому нельзя доверять. Мне – можно». Мамы отрицают способности детей, а значит, и самостоятельность: «Без меня ты не справишься». Шантажируют чувством вины: «Я тебе всю жизнь отдала, а ты теперь женишься?» Манипулируют жалостью: «Конечно, иди повеселись. А я посижу дома одна…» Важно вовремя отпустить выросшего ребенка.

Ирина Соловьва (психолог)
Категория: Родительское собрание | Просмотров: 545 | Добавил: Зоя | Теги: шарлотта навсегда, Нэйтан Гре, фильм, рапунцель запутанная история, Билли Эллиот, Серж Генсбур, Питер Косминский, Стивен Долдри, белый олеандр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz