Самооценка – это то, что нас украшает в глазах окружающих, но, с тем же
успехом, и портит. Самооценка вообще играет большую роль в жизни
каждого человека – особенно это важно, когда характер только
воспитывается, то есть у детей, потому что они интенсивно развиваются и
каждый день приобретают новые личностные качества.
Самооценка влияет не только на отношение человека к
жизни, на его сферу интересов и будущие перспективы, но и на отношение
окружающих. Проявляясь в манере себя вести, разговаривать, самооценка
часто затмевает реальные достоинства и недостатки человека.
Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка
не дает способностям ребенка полностью ракрыться. А слишком высокое
мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе
несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем,
страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.
Часто родители придумывают, каким должен быть ребенок в идеале, а,
когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая
достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы.
Поэтому, чтобы у ребенка не воспиталось низкой самооценки
и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных
надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно
старательно замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие
черты.
Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение. Нельзя все,
что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд –
тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет
избегать общения с родителями. И, критикуя ребенка (если есть в этом
необходимость), найдите, за что его можно похвалить, например, за
самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно
выразить искреннюю надежду, что ребенок понял критику и быстро все
исправит.
Особенно аккуратно нужно вести себя с детьми, если у вас их двое и
больше. Есть родители, которые откровенно сравнивают детей, ставят
одного другим в пример. Конечно, это отражается на самооценке
детей, вызывает у них чувство зависти, сомнение в родительской любви и
откровенную неприязнь к тому, кого постоянно превозносят.
Фактически, самооценка – это разница между собой реальным и собой
идеальным, а дети, особенно подростки, любят создавать себе идеалы.
Порой они хотят быть похожими на героев книг или нашумевших фильмов, но
проблемы в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и
подростком настолько велик, что самооценка падает чуть ли не до нуля.
Самое обидное, что это касается, в большей степени, самых умных,
интеллигентных, знающих и любознательных подростков. Именно они больше
всего и чаще всего недовольны собой и имеют низкую самооценку. У
легкомысленных подростков, которые живут сегодняшним днем, не думают о
будущем и не забивают себе головы идеалами, как раз с самооценкой все в
порядке.
Конечно, нужно приветствовать стремление ребенка к идеалу, иначе он
вырастет самодовольной и не слишком образованной личностью. Но, в первую
очередь, нужно суметь объяснить ему, что к идеальному приблизиться
можно только постепенно, путем кропотливого труда. Объясните ребенку,
что, если идеалы кажутся недостижимыми, если не можешь изменить себя
реального, то нужно уметь менять представления о себе – идеальном. И,
самое главное, нужно полюбить себя, такого, какой есть.
Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни. |