В свое время меня поразил рассказ фантаста Рэя Брэдбери «Вельд». В
этом небольшом рассказе, который также выходил на русском языке под
названием «Детская комната», Рэй Брэдбери повествует об извечном
конфликте отцов и детей. Кстати, меня всегда удивляло, почему конфликт
поколений с легкой руки И.С. Тургенева прочно вошел в культуру как
конфликт отцов и детей, а о матерях почему-то забыли.
Но как бы мы ни называли конфликт поколений, Рэй Брэдбери еще в
шестидесятые годы доводит его до драмы в стиле мрачного триллера,
избирая в качестве сцены особый мир – виртуальную реальность.
Он описывает ситуацию, в которой дети день за днем воплощают в
детской комнате, сконструированной по образу и подобию виртуальной
реальности, свои несбывшиеся желания, фантазии и мечты. Эти фантазии
оживают в буквальном смысле слова… и грань между физической и
виртуальной реальностью стирается.
И происходит страшное… Родители, которые символизируют для детей
запреты, наказания, правила послушания… день за днем слышат доносящиеся
из детской комнаты полные ужаса и отчаяния крики людей, чьи голоса
кажутся им до боли знакомыми.
Однажды они заходят в детскую комнату и… оказываются в виртуальной
реальности, рожденной фантазиями их собственных детей. На них со всех
сторон надвигаются львы. И только тогда взрослые понимают, чьи голоса
они слышали в детской комнате.
Синдром избавления детьми от родителей, распада, пользуясь
исторической фразой Шекспира, связи времен… и называют синдромом Вельда.
Я далек от тех людей, которые, сталкиваясь с подрастающим поколением,
произносят сакраментальную формулу: «Ну и молодежь пошла!» Сетования
взрослых на растущее поколение находят и на папирусах Древнего Египта, и
в клинописях Вавилона. Во все времена взрослое поколение разражалось
каскадом претензий к тем, кто идет ему на смену. Речь идет не об этих
банальностях, а совсем о других вещах.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа, увы, крива. Нечего во
всех грехах обвинять поколение детей и подростков, когда мы с вами сами
старательно помещаем их в «детские комнаты» и оснащаем эти комнаты
компьютерными играми, построенными по правилу «Убей ближнего своего».
Кто заигрался: мы или наши дети?
Давайте же вместе задумаемся, какие опасности в нашей с вами
реальности поджидают нас, когда наши дети с раннего возраста начинают
жить в мире компьютерных игр. Именно жить, а не только играть. Не
возникает ли у детей в виртуальном мире виртуальная ответственность? Не
превратится ли из-за несущих образцы агрессии и насилия компьютерных игр
связь между поколениями в такую войну миров, которая и не снилась
Герберту Уэллсу — автору произведения «Война миров»?
Эти вопросы все больше и больше тревожат меня, когда я вглядываюсь в
«племя младое, незнакомое». И порой во весь голос хочется закричать при
виде детей, уходящих в виртуальную реальность: «Вернитесь!» Но может
быть, эти страхи терзают только мое сознание… Не знаю. Поживем — увидим.
Александр Асмолов ( доктор психологических наук)
|