Метель заметает дороги… Февраль
- середина зимы и самый снежный месяц. Хоть и говорят, что февраль
коровий бок греет, тем не менее, природа ещё далека от пробуждения. И
хоть день прибавился, морозы не дают забыть о зиме, которая злится на
любое проявление тепла и грозит заморозить весь мир, заковав его в
ледяной панцирь и засыпав снегом. И лишь в уединённом парке или в лесу
нет-нет, да прозвучит чья-то трель…
То ли птицы поют, то ли Велес наигрывает на
своей волшебной дудочке, отгоняя грусть и вселяя надежду, что зима
закончится и придёт весна.
В древности наши предки 11 февраля отмечали Велесов день.
Велес — покровитель домашнего скота и пастухов. Скота горожане теперь не имеют… Если не считать таковым кошек, собак, морских свинок, декоративных кроликов, хомячков, птичек и прочую мелкую живность, согревающую своим присутствием наши сердца.
Говорят, что в старину Марена-зима так и норовила напустить на Велеса
лютый мороз, а на скотину "коровью смерть", но одолеть не могла.
Крестьяне на Велеса кропили домашний скот водой, приговаривая:
"Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек
На толстых бычков
Чтоб со двора шли — играли
А с поля шли — скакали".
Молодухи пили крепкий мёд, чтобы коровы не бодались, были ласковыми и
хорошо доились. А потом по старинному обычаю били своих мужей доской для
прядения льна, чтобы "волы были послушные".
В этот день женщины совершали обряд опахивания для отгона "коровьей
смерти". Мужчинам в это время нельзя было выходить из дома. Для этого
выбиралась предводительница шествия - повещалка, которая повещала по
всем домам в селении: "Пора унять лихость коровью!". Женщины выходили из
изб, омывали руки водой, вытирали их рушником, который носила
повещалка. Затем повещалка с криком - "Ай! Ай!" била в сковороду и
выходит из села. За ней шли все остальные женщины с ухватами, мётлами,
серпами и дубинами. На повещалку, сбросившую с себя рубаху, и давшую
клятву на "коровью смерть", надевали хомут и запрягали в соху.
Другие женщины раздевались до рубах, распускали волосы и с зажжёнными
лучинами трижды опахивали селение "межеводной" бороздой. Всякого, кто в
это время встречался, били нещадно палками, веря, что это коровья смерть
приняла образ человека или животного. По окончании шествия происходил
обрядовый бой Велеса и Марены. Один человек наряжался Велесом,
набрасывая шкуру и держа копьё, другой Мареной. Битва происходила под
крики собравшегося народа: "Велес, сшиби рог с зимы!".
После победы того или иного персонажа начинался пир, во время которого нельзя было есть говядину.
О самом Велесе – хозяине Природы, сыне Коровы Вселенной, можно прочитать
в "Повести временных лет". Именно в ней летописец Нестор называет
Велеса "скотьим богом", покровителем домашних животных. А в "Густинской
летописи" написано, что у язычников: "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй,
бяше у них во великой чести".
Но вообще-то Велес был великим богом древнего мира и занимал, на мой
взгляд, примерно такое же положение, как Зевс у древних греков. Велес
оживил мир, сотворённый Родом и Сварогом, день стал сменять ночь; после
зимы наступала весна, а после печали - радость.
Коловращение по представлениям древних славян происходило по высшему
закону "Прави вслед за движением Солнца по небу — Посолонь. И
направляющей силой была Великая Любовь, помогающая в испытаниях".