Всем своим обликом – энергией, горящими глазами, легкостью в общении –
Любовь Казарновская как будто отвечает на тот же вопрос, вокруг которого
как-то сама собой выстроилась и наша с ней беседа, – как получать
удовольствие от жизни.
БИОГРАФИЯ
18 июля 1956 года родилась в Москве в семье генерала Юрия
Игнатьевича и филолога Лидии Александровны Казарновских. Любовь
Казарновская – советская и российская оперная певица (сопрано), педагог,
профессор.
1981 год – студенткой Московской консерватории Любовь
Казарновская дебютировала в роли Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского)
на сцене Московского академического музыкального театра им.
Станиславского и Немировича-Данченко.
1982 год – закончила Московскую государственную консерваторию.
1981–1986 годы – стала солисткой Музыкального театра им.
Станиславского и Немировича-Данченко, в репертуаре – «Евгений Онегин»
Чайковского, «Иоланта», «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Паяцы»
Леонкавалло, «Богема» Пуччини.
1986–1989 годы – стала ведущей солисткой Государственного
академического театра им. Кирова. Первый зарубежный триумф – в театре
Ковент-Гарден (Лондон), в роли Татьяны в опере Чайковского «Евгений
Онегин».
1989 год – триумфальный дебют на фестивале в Зальцбурге
(«Реквием» Верди, дирижер Рикардо Мути). Весь музыкальный мир отметил и
оценил выступление молодого сопрано из России.
1996 год – дебютировала на сцене театра «Ла Скала» в опере Прокофьева «Игрок».
1997 год – создала свою организацию в России – «Фонд Любови Казарновской» – для поддержки оперного искусства нашей страны.
2000 год – возглавила творческий координационный совет
Культурного центра «Союз городов», провела большую
культурно-просветительскую работу в городах и регионах России.
2013 год – член жюри первого сезона проекта Первого канала шоу «Один в один».
НАША ПСИХОЛОГИЯ: В жизни человека часто возникают моменты, когда
приходится делать выбор. Как сделать правильный выбор, чтобы не
пожалеть?
ЛЮБОВЬ КАЗАРНОВСКАЯ: Мне в этом помогает моя интуиция: я иду туда, куда
подсказывает мне моя душа, мое сердце. Бывает, встречаешь человека и
тебе с ним приятно общаться, но после нескольких встреч ты видишь его
истинное лицо. Ты понимаешь, что этот человек в трудную минуту предаст.
Моя бабушка всегда говорила: «Детка, смотри хорошо в глаза! Глаза – это
зеркало души». Эти знания должны передаваться в семье. Если в семье их
нет, надо читать умные книжки по психологии. С опытом, пережив не только
положительные моменты, ты становишься, если не сломался, другим
человеком – это и есть интуиция. Каждый делает свой выбор: кто-то
выбирает безумное количество денег, яхту, виллы, три машины, пять
дворцов. Но такой выбор несет опустошение. Выбор – это та пуповина,
которая соединяет тебя со «Светом», называйте это, как хотите: вера,
космос, Творец. Если ты соединен, тебе «светло» на душе!
НП: Подводила ли вас интуиция?
Л.К.: В молодости да. Сейчас я уже такой стреляный воробей! Ко мне
подходит человек и говорит: «Любовь Юрьевна, мне так нравится ваш
проект, я дам деньги». И я понимаю, что ничего не будет, – ему нужен
«шелест» пиара, а не суть дела.
НП: Вы сожалели о чем-то, что сделали или чего не сделали?
Л.К.: Да – по молодости лет я некоторых людей обижала.
НП: Вы нашли в себе силы извиниться спустя годы?
Л.К.: Да, но не перед всеми, некоторых я просто потеряла из виду. Я
больно обидела одного потрясающего парня, который меня обожал. Мы подали
заявление в ЗАГС, я была на третьем курсе консерватории. За две недели
до свадьбы я сказала: «Я за тебя замуж не пойду». Он спросил: «Почему?
Как можно?». Я ответила: «Наверное, не так тебя люблю, чтобы выходить за
тебя замуж». Он был из потрясающей семьи, красавец в начале серьезной
дипломатической карьеры. Мы жили в одном доме, наши родители дружили и
говорили: «Какая пара!» Он меня действительно очень любил и простил. А я
удивленно спрашивала, зачем он меня простил. Спустя годы я прочитала в
газете «Вечерняя Москва», что его не стало. Болезнь, от которой он умер,
– рак. Значит, он в себе запрятал все эмоции. Я встретила его маму и
попросила: «Ради бога, только простите меня!» Она расплакалась и не
стала со мной разговаривать. Но с этим извинением мне все же полегчало.
НП: Что вы не сможете простить?
Л.К.: Предательство и иезуитство!
НП: Как правильно ставить цели и как их достигать?
Л.К.: Есть люди, которые пасуют перед трудностями, сдаются на волю
обстоятельств. Это ужасно, это слабые люди. Таким людям, как мне
кажется, нужно много читать – в книгах столько подсказок, как «вытравить
из себя раба», не став при этом хамом! Если они не чувствуют в себе
силы и отступление прошло без боли и обиды, это не так страшно. Если
человек скажет себе: «Я смирюсь с тем, что не буду Пикассо, но все равно
буду хорошим художником», и при этом счастлив – значит это его путь.
Есть люди, которые, ставя себе цель, становятся «акулами и крокодилами».
Вот я таких я просто боюсь. Они маму родную переедут на танке ради
карьеры и денег.
НП: Как не сломаться и преодолеть трудности?
Л.К.: Я очень счастливый человек, потому что рядом со мной есть друг –
мой муж Роберт. В сложных ситуациях он говорит: «Давай рассудим так. У
тебя есть главное дело, которое ты обожаешь и которому ты служишь. Тебе
это поможет вырулить из всех этих трудностей?» Я говорю: «Поможет!» –
«Так вот тебе, дорогая, новые романсы, иди к роялю – и через два часа
скажешь, есть проблема или нет». И вскоре действительно эта проблема
отступает: если там все было черное, вдруг я вижу светлую половину – и
приходит правильное решение. Я через музыку очень многие проблемы слышу,
и это милость Божья. Все, что нас окружает, – это вибрации
пространства, и мы сами притягиваем к себе и позитивные, и негативные
ситуации. Если мы думаем о плохом, мы притягиваем плохое. Если мы
заставляем себя думать о хорошем – «И это пройдет», как говорит царь
Соломон, – все будет хорошо. Хочу посоветовать читателям вашего журнала:
сразу себя отвлекайте, не надо углубляться в проблему так, чтобы пятки
торчали, – нужно, наоборот, отступить от проблемы, отпустить ее и
повернуть ситуацию внутри себя – «изменись сам – изменится мир вокруг
тебя»!
НП: В чем вы находите вдохновение, что вас удивляет?
Л.К.: Абсолютно все. Меня вдохновляет идущая навстречу мама с ребенком.
Она улыбается и говорит: «Мы вас очень любим!» – и этот «клоп» тоже
улыбается во весь рот (смеется). Я обожаю осень! Я благодарна за каждый
день, за эту гармонию, за то, что руки и ноги целы, все живы и здоровы,
можно радоваться красоте и заниматься своим любимым делом, радоваться
успехам своего сына. Мой муж Роберт – удивительный человек, потому что
более позитивных людей я в своей жизни не встречала, причем это не
идиотический такой позитив, а осознанный. Он говорит: «Мы почти двадцать
пять лет вместе, у нас такой парень растет, у нас такие проекты, мы
можем "креативить”! Какие мы счастливые!»
НП: Счастье нужно завоевать или оно дается Богом?
Л.К.: Для ограниченного счастье – это сытый живот, хорошая квартира,
дача, машина, круг его запросов очень маленький. Для умного счастье
совершенно в другом. Конечно, очень важно, чтобы был уют, семья. Но для
меня важен еще элемент постоянного вдохновения и кипения: если мое
сердце не дрожит от счастья и я не могу кому-то сделать хорошо, я не
смогу быть счастливой. Счастье для меня – то, что я выработала в себе, я
заслуживаю свое счастье каждый день. Я бы могла давно уже сидеть тихо и
говорить себе: «Деньги есть, сын и муж хорошие, квартира в Москве,
недвижимость за рубежом. Такая карьера за плечами…» А мне все время
что-то надо. Счастье – субстанция, которая утекает, вещь очень
подвижная. Неуспокоенность, жажда познания нового! Я этот цветок
познания мира каждый день поливаю и взращиваю. Кто-то и на печи будет
счастлив – это его порция счастья. Мне говорят: «Зачем ты живешь в этой
стране, ты можешь жить где угодно, путешествовать». Я эту страну люблю
совершенно не за то, что я вижу сегодня вокруг. Эта страна дала мне
гениальное образование, Достоевского, Пушкина, Толстого, Чайковского,
Рахманинова, Глинку. Коллеги-музыканты говорят мне: «Любовь Юрьевна, мы
нашли та-а-акой цикл Рубинштейна, прямо для вас!» И мы начинаем его
учить и счастливы до одури! Я могу не иметь дворцов, садов, огородов,
пароходов и прочего – и буду абсолютно счастливым человеком.
La Kazarnovskaya
Именно так ее называют в Италии. Визитная карточка Казарновской – партия
Татьяны из «Евгения Онегина». Успех ей принесло исполнение главных
партий в операх «Саломея» Рихарда Штрауса, «Евгений Онегин» Чайковского,
«Манон Леско» и «Тоска» Пуччини, «Сила судьбы» и «Травиата» Верди.
Награды
Лауреат Всесоюзного конкурса им. Глинки (II премия)
Гран-при Конкурса молодых исполнителей ЮНЕСКО (Братислава)
Лауреат Конкурса Мирьям Хеллин (Хельсинки) – III премия и почетный
диплом за исполнение итальянской арии – лично от Биргит Нильсон
Лауреат премии Ленинского комсомола
Награждена дипломом престижного центра в Кембридже (Англия) как одна из 2 000 самых выдающихся музыкантов ХХ века
НП: Есть разница между элитой западной и российской?
Л.К.: Настоящая элита ничем не отличается. Это интеллигенты не в первом
поколении, в них есть наработки и от семьи, и от рода их деятельности и
благородного труда, от их умения восхищаться прекрасным. И вы сразу
понимаете, что этот человек хороших кровей и настоящая элита. А тот,
кого сегодня мы подразумеваем под этим словом, называется «кто был
ничем, тот стал всем»: набил карманы деньгами – и считает себя элитой.
Пусть он считает, я лично не считаю. Мой педагог Надежда Матвеевна – вот
это была элита. Первый мой вокальный экзамен я сдавала у нее дома. Мы
стали сразу готовить сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина»,
четырнадцать минут я одна должна была «держать» публику. Она сказала:
«Сегодня к нам придут Андроников, Лихачев, Алексеев, Костомаров,
Архипова, и ты должна их убедить». Я получила прививку настоящей элиты, и
сейчас с очень большим сомнением смотрю на нашу элиту. Духовно богатые,
ищущие света люди – это Элита.
НП: Как вы считаете, в браке притягиваются противоположности или похожие люди?
Л.К.: Человек должен быть другом, слышать тебя каждый день. Две
половинки – любовь, умение слышать, прощать и «вибрировать» на одной
волне! Друг слышит тебя, противоположности не слышат, вы забьетесь по
разным углам и не будете слышать друг друга.
НП: Если бы не опера, музыка, чем бы вы занимались?
Л.К.: Журналистикой, я и готовилась на журналистику. Всегда прекрасно
писала и говорила, и мой педагог по литературе сказала: «Люба, ты прямо
прирожденный журналист, ты очень хорошо пишешь». И мы пошли с мамой в
Московский университет подавать документы. Мы шли по улице мимо
Института Гнесиных, и мама сказала: «Смотри, второй тур идет на
отделение актеров музыкального театра, ты маленькая, на вокальное
отделение не примут». Я не заметила, как оказалась на середине зала
(мама меня впихнула), спела, и мне сказали приходить сразу на третий
тур. Я спрашивала: «Мама, почему ты так сделала?» Она ответила: «У тебя
та-а-ак горели глаза, ты с такой тоской смотрела на это объявление. И я
поняла, что не прощу себе, если не дам тебе шанс!»
НП: Что почитать и посмотреть посоветуете нашим читателям?
Л.К.: Я сейчас читаю Шопенгауэра – это великий немецкий философ, который
отвечает на все вопросы: что такое женщина, женский мир, мужчина,
мужской мир, как их психологии сплетаются и расплетаются. И перечитываю
книгу писателя Верфеля «Верди» – это такое чудо! Еще одна книга – я
очень много всего читаю – «История людей страны Рос»: о том, что такое
россияне, об истории нашей страны. Посмотреть – последний фильм Дастина
Хоффмана «Квартет».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна Котенева, практикующий психолог
ПСИХОТЕРАПИЯ ПО-ИМПЕРСКИ
Подвижная субстанция счастья, по словам оперной дивы, для любого
человека имеет свою предельную высоту. Cчастье перетекает из одного
состояния в другое. Оно похоже на цветок, за которым нужно постоянно
ухаживать. На первый взгляд, природа личности Любови Казарновской
имперски психотерапевтична. Но за высокопарной торжественностью нет-нет
да проявляется женская линия сомнений и некоторой беззащитности.
Способность адекватно, без позерства говорить о своих успехах и
достижениях еще раз подтверждает незыблемость гениального парадокса
великого гения: «…И опыт, сын ошибок трудных…» Любая ошибка, которую
человек страстно желает забыть, не добавляет ему опыта, а лишь
захлестывает его спесивым самомнением и часто делает его глупым, злым и
неискренним. Чего уж точно нельзя сказать о нашей героине. Путь поющей
актрисы, как она сама себя называет, как раз и заключается в движении и
постоянном расширении пространства ее реализации.
|