Фрида
Кало родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало.
Отец - фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать -
испанка, рождённая в Америке.
Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего
осталась хромой. "Фрида - деревянная нога" - жестоко дразнили ее
сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и
даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы та
выглядела, как здоровая.
Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества -
длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака и
которые так нравились Диего. Впервые Фрида появилась в таком платье на
их свадьбе, одолжив его у служанки.
...Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года.
Автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с
трамваем. Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он
легко отделался - лишь контузией. А Фрида... Сломанный железный прут
токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив
тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны
два бедра, нога. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Фриде Кало было 18 лет. И она победила.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это
время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный
подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили
большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с
автопортретов: "Я пишу себя, потому что много времени провожу в
одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".
В 22 года Фрида Кало поступает в самый престижный институт Мексики
(национальную подготовительную школу). Из 1000 студентов взяли только 35
девушек. Там Фрида Кало встречает будущего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.
В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный
немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания
только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный
скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил
прощения и был прощен.
Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом - в ставший
знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном"
районе Мехико, где они прожили много лет.
Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе,
но никогда - врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей,
"страстные, одержимые и порой мучительные".
Фрида КалоВ 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой
Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет
жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был
жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем - только
выплеснула ее на холст.
Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве:
обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке,
с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько
царапин!" — назвала полотно ироничная Фрида.
После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные
увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим
к изменам Фриды - знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды,
застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил
пистолет, но, к счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с
Троцким. Мексиканская художница восхищалась "трибуном русской
революции", тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что,
благодаря Диего Ривере, он нашел в Мехико приют.
В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на
берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида - Диего лежал
тогда в госпитале. Художница привезла изгнанников в свой "голубой дом",
где Троцкие нашли, наконец, тишину и покой.
Яркая, интересная, обаятельная Фрида (после нескольких минут общения
ее болезненных увечий уже никто не замечал) мгновенно пленила гостей.
Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Он всячески пытался
выразить свою нежность. То, будто невзначай, притрагивался к руке, то
тайком касался под столом ее колена, строчил пылкие записки и, вложив их
в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы.
Наталья Седова о любовной авантюре догадывалась, а Диего, говорят,
так никогда и не узнал о ней. "Я очень устала от старика", — якобы
обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман.
Есть и другая версия этой истории. Молоденькая троцкистка будто бы не
устояла перед напором трибуна революции. Их тайное свидание состоялось в
загородном поместье Сан-Мигель Регла, в 130 километрах от Мехико.
Однако Седова зорко следила за мужем, и интрижка была задушена на корню.
Вымаливая у жены прощение, Троцкий назвал себя "ее старой верной
собакой". После этого изгнанники покинули "голубой дом". Но это слухи.
Никаких свидетельств этой романтической связи нет.
Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь - и
это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные
физические страдания, она искрилась юмором, могла хохотать до
изнеможения, подшучивать над собой, развлекаться и от души кутить. И
только, взяв кисть, позволяла себе думать о неизбежном.
Она мечтала о ребенке, но страшная травма не позволила ей иметь
детей. Три беременности (а это был настоящий подвиг в ее положении)
закончились трагично. И тогда она стала рисовать детей, чаще всего –
мертвых, хотя большинство ее картин, натюрмортов, пейзажей пронизаны
солнцем и светом.
Фрида была коммунисткой. Она вступила в мексиканскую компартию в 1928
году, но через год вышла из нее вслед за исключенным Диего Риверой. А
через десять лет, верная своим идейным убеждениям, снова вступила в
компартию. В ее доме на книжных полках стоят потрепанные, зачитанные до
дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина, рядом - Зиновьев, изданный в
1943 году в Мехико, тут же - публицистика Гроссмана, посвященная Великой
Отечественной войне, и совершенно неожиданная "Генетика в СССР".
В спальне, в изголовье кровати, висят большие портреты
основоположников марксизма-ленинизма и самых даровитых их
последователей: портрет Мао Цзэдуна в красивой деревянной раме.
увеличенная фотография, тоже в раме - Ленин выступает с трибуны на
Красной площади перед уходящими на фронт красноармейцами. Инвалидная
коляска стоит рядом с подрамником, на холсте незаконченный портрет
Сталина. Вождь изображен суровым, с нахмуренными бровями, в белом
парадном кителе, с одним золотистым маршальским погоном. Второй погон
Фрида нарисовать не успела...
Поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало
приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить
специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9
месяцев она провела на больничной койке. Теперь она могла передвигаться
только в инвалидной коляске.
Через два года - новая трагедия: ей ампутируют до колена правую ногу.
И, как утешение, в том же, 1953 году проходит первая персональная
выставка Фриды Кало. Она счастлива. Она, как всегда, смеется и чуточку
подтрунивает над собой. Вот, мол, какая я знаменитость. Не хуже
Риверы...
А дома в крохотной спальне (ее трепетно до сих пор берегут хранители
"голубого дома") на потолке порхают большие яркие нарисованные бабочки.
Глядя на них, Фрида успокаивается, боли утихают, и она засыпает, чтобы,
проснувшись, снова взяться за кисть.
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное
лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно
сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне,
фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, утверждают
искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с
индейской мифологией доиспанского периода.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.
Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида
собирали всю жизнь, находится сейчас в саду "голубого дома". Каменные
идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами.
Тут и там выглядывают индейские маски. Здесь есть даже редкость для
иного этнографического музея - каменная плита с кольцом для игры в мяч,
древняя и совсем небезобидная забава мексиканских индейцев: ведь капитан
проигравшей команды приносился в жертву богам.
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как
отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день
близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинное, еще
доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских
ракушек, которые она особенно любила, и положили все это в серый гроб,
установленный в "Бельяс Артес" - Дворце изящных искусств.
Гроб накрыли черным покрывалом, которое спускалось до самого пола,
усыпанного красными розами. Одноклассник Фриды Кало Артуро Гарсиа
Бустос, как и она, увлеченный революционными идеями, принес красное
знамя с серпом и молотом в центре белой звезды и положил его на гроб.
Возник скандал, который быстро замяли, убрав знамя. Рядом с Диего
Риверой стояли бывший президент Мексики Ласаро Карденас, известные
художники, писатели Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор.
Использованы источники: статья Александра Трушина, опубликованная на сайте http://www.explan.ru, http://www.artchive.com, http://www.staratel.com |