Очаровательная
девушка с раскосыми глазами и выбеленным лицом, разливающая чай и
занимающая гостя утонченной беседой. Таков стереотипный образ гейши в
сознании европейца. В целом все верно, кроме одного. Изначально роль
приветливой особы с набеленным лбом и щеками играл… мужчина. Гейши
женского пола появились куда позднее, но постепенно вытеснили мужчин из
профессии.
Сама история гейш как профессии,
или, даже, точнее – вида искусства, берет начало примерно в конце 16
века. Есть две основных версии появления гейш. По одной из них, самураи,
уставшие от служебных дел, желали не просто выпить чаю или хорошего сакэ, а отдохнуть, так сказать, душой – поговорить с умным человеком. Но
поскольку женщина в Японии тех времен считалась существом куда менее
интеллектуальным, чем мужчина, самураи предпочитали общение с равными.
Поэтому на месте прелестниц с выбеленными лицами изначально красовались
мужчины в кимоно. Обладали они всеми качествами, присущими
стереотипной гейше из фильмов и книг о Японии: были образованными,
играли на нескольких музыкальных инструментах, владели искусством
стихосложения и каллиграфии и мастерски умели поддержать беседу.
Есть также версия, что у «первогейш»-мужчин был прообраз. Им стал Сорори Шинзаэмон, советник тогдашнего японского императора. В конце 16 века Страной Восходящего солнца правил Тойотоми Хидэйоши.
Он был существенной фигурой в истории страны, сумев объединить ее после
феодальной раздробленности. Несмотря на это, Тойотоми не умел писать и с
трудом читал переписанные от руки древние книги. Для пересказа книг
монарх и завел себе специальную должность «отогишю» - собеседник и
советник. Самым приближенным из них стал как раз Сорори Шинзаэмон.
Происхождение этого достойного мужа история не сохранила – по-видимому,
Сорори родился в довольно бедной семье, но в детстве был отдан на
воспитание в монастырь и получил достойное образование.
Шинзаэмон читал императору вслух, был его советником по разным вопросам и
просто развлекал, когда у правителя было плохое настроение. А Хидэйоши
славился крутым нравом. При европейском королевском дворе Шинзаэмона,
наверное, назвали бы шутом. Благодаря Сорори Шинзаэмону и его правителю
шуты, развлекающие хозяев беседой и анекдотами, вошли в моду не только у
самураев, но и у обеспеченных горожан. В этих кругах шут сделался уже
не собственностью вельможи, а кем-то вроде свободного артиста.
Называлась такая профессия «тайкомочи» - артисты нередко носили с собой барабаны тайко, при помощи которых аккомпанировали своим речам и привлекали внимание.
Чаще всего тайкомочи входили в свиту богатых куртизанок высокого ранга - таю
- и должны были развлекать их клиентов. Если сама куртизнака-таю обычно
подчеркивала свою изысканность и хорошие манеры, то задачей тайкомочи
было контрастировать с ней, одновременно разжигая страсть клиента. Шут
изображал смешные сценки из жизни, пел песенки скабрезного содержания и
рассказывал непристойные анекдоты. При этом образование тайкомочи
оставалось на уровне: он должен был, хоть и вышучивая, поддержать беседу
на любую тему, развеселить гостя игрой на музыкальных инструментах и
быть в курсе всех последних новостей. Они по-прежнему были мастерами чайной церемонии, каллиграфии и рисунка. Потому тайкомочи называли также «гэйнин» или «гейша» - и то и другое переводится как «человек искусства».
По разным данным, во время периода Эдо в Японии было около 500-800
гейш-мужчин. Но постепенно в профессии стали появляться женщины -
танцовщицы и певицы, которые перетягивали на себя внимание зрителей -
доблестных самураев и богатых горожан. Все-таки природу не обманешь.
Гейши женского пола довольно быстро вытеснили с арены мужчин-тайкомочи.
Несмотря на бытующие на Западе убеждения, гейши
прекрасного пола не были ни проститутками, ни даже куртизанками. Хотя
некоторые гейши действительно отдавались клиентам за деньги, это не
входило в их основные обязанности и не считалось достойным настоящей
гейши высокого ранга. Искусством гейши было развлечь гостя изысканной
беседой, приятным обществом, дать ему почувствовать себя особенным,
уделить внимание. Такие девушки, с одной стороны, обучались древним
искусствам – каллиграфии, стихосложению, игре на музыкальных
инструментах, с другой – должны были быть в курсе всех последних
новостей, включая политические, чтобы мужчине было о чем поговорить с
ними. Поэтому услуги гейши стоили недешево.
Гейшами зачастую становились девочки из бедных семей, которых родителей попросту продавали в дом гейш – окия.
Все свое детство они работали сначала служанками, а затем помощницами
главных гейш в доме. Старшие наставницы обучали девочек азам будущей
профессии и в дальнейшем помогали получать образование. Младшую гейшу (майко)
можно было отличить по макияжу: в отличие от своих более опытных
коллег, они оставляли не выбеленной полоску кожи у самых волос, а на
щеках рисовали нежный румянец, подчеркивающий их молодость.
Когда в ремесло пришли женщины, гейши-мужчины оставили свою актерскую
профессию, а их роль стала все больше сводиться к организации вечеринок.
Сейчас мы назвали бы их организаторами или ивент-менеджерами. Кстати, кодексом профессии тайкомочи запрещалось иметь любые отношения с девушками-гейшами женского пола.
Так оно и остается по сей день. В настоящее время в Японии осталось
совсем немного гейш, около тысячи. Но традиции древности сохраняются.
Многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, другие стали
значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии
сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и
Понто-тё.