Моей отличительной чертой всегда была склонность подвергать сомнению общепринятые взгляды, со скепсисом относиться к экспертам, не трепетать перед авторитетами. /Ларри Эллисон/ Я не принимал правил, предлагаемых другими. Если бы я это делал, я бы уже не жил.
Другие стыдятся ошибок, для меня же осознание собственных ошибок — источник гордости.
/Джордж Сорос/ Я просто физически чувствовала на себе броню. Жизнь научила меня всегда быть готовой за себя постоять, и с годами эта необходимость превратилась в потребность - создать свою собственную крепость, быть независимой, недосягаемой, иметь возможность закрыть за собой дверь.
/Галина Вишневская/ Почему
люди боятся друг друга? Почему так часто они чувствуют себя неловко в
обществе себе подобных? Что скрывается за застенчивостью и как с ней
справиться? Страх перед людьми — серьезный страх, но с ним можно справиться, если научиться смотреть на окружающих «под правильным углом».
Мой
знакомый, преуспевающий бизнесмен, владелец фабрики по производству
изделий из дерева, как-то рассказал мне, как он научился смотреть на
окружающих под верным углом. Его рассказ заслуживает внимания: —
Пока во время войны я не попал в армию, я боялся практически всего. Вы
не поверите, каким я был робким и застенчивым. Мне казалось, что я
глупее всех на свете. Я только и делал, что думал о своей никчемности и
физической непривлекательности. Я считал себя рожденным для неудач. А
затем я попал в армию. Там я перестал бояться людей.
Во второй половине 1942 года и на протяжении 1943-го, когда мужчин
массово призывали в армию, меня как студента медицинского факультета
послали на призывный пункт. День за днем я помогал врачам проводить
медосмотр. Чем больше я смотрел на проходящих передо мной новобранцев, тем меньше я боялся людей. Они сотнями проходили передо мной, голые, как ощипанные куры, и были удивительно похожи друг на друга. Конечно,
среди них были толстые и худощавые, высокие и коренастые, но все они
выглядели растерянными и одинокими. Всего лишь несколько дней назад одни
из них были начальниками, быстро продвигающимися по службе, другие —
фермерами, третьи — продавцами, четвертые — заводскими рабочими, пятые —
рыбаками. Несколько дней назад они были совсем разными. Теперь, проходя
медосмотр на призывном пункте, они были похожи друг на друга. В те дни я сделал очень важное открытие: по существу, между людьми намного больше сходства, чем различий, что другой — такой же человек, как и я, очень похожий на меня.
Точно так же, как и я, он любит хорошо и вкусно поесть, скучает по
семье и друзьям, хочет чего-то добиться, любит отдыхать, борется с
проблемами. Ну а если другой человек в основном такой же, как и я, то зачем же мне его бояться? Итак, вот два способа смотреть на людей под верным углом: 1. Выработайте уравновешенное отношение к другому человеку. Общаясь с людьми, всегда держите в уме два момента. Во-первых, другой человек важен и значителен. Я подчеркиваю — важен и значителен. Как и любой человек на планете. Но не забывайте, во-вторых, что вы тоже важны и значительны.
Встречая другого, общаясь с ним, всегда думайте: «Мы — две значительные
личности, обсуждающие нечто важное для нас обоих к нашей обоюдной
пользе». Несколько
месяцев назад мне позвонил знакомый руководитель среднего звена,
недавно по моей рекомендации принявший на работу молодого сотрудника. —
Знаете, что меня в нем подкупило? — сказал он. — Его манера держаться.
Обычно претенденты на работу входят с испуганным видом, на вопросы
отвечают так, чтобы понравиться мне. Они похожи на попрошаек — готовы
принять все, что им ни предложи, и в этом отношении похожи друг на
друга. Но Г. вел себя совсем иначе. Он проявлял уважение ко мне, но при этом, что не менее важно, проявлял уважение к себе. Он задавал мне не меньше вопросов, чем я ему. Нет, он не был похож на серенькую мышку, это был настоящий человек с серьезными намерениями. Вот что может сделать установка на равную значительность. Ситуация становится уравновешенной, другой не приобретает в ваших глазах чрезмерную значимость по сравнению с вами. Другой
человек может выглядеть устрашающе большим, устрашающе значительным, но
всегда помните: это всего лишь человек, имеющий, в сущности, те же
интересы, желания и проблемы, что и вы. 2. Относитесь к людям с пониманием.
Вам не раз приходилось убеждаться, что есть люди, готовые перегрызть
вам горло, вцепиться в волосы, щипать и кусать вас, а то и разорвать на
части. Если вы не будете готовы к встречам с ними, эти агрессоры
прогрызут в вашей уверенности такие огромные дыры, что вы будете
чувствовать себя полностью побежденным. Нужно уметь защищаться. Прекрасный пример защиты от агрессии мне довелось наблюдать в Мемфисе, у стойки администратора одного из местных отелей. В
пять часов вечера у стойки собралась длинная очередь новых постояльцев.
Когда очередь дошла до мужчины, стоящего передо мной, он назвал свое
имя громким, командирским тоном. Сидящий за стойкой служащий ответил: — Да, господин Р., у нас для вас прекрасный одноместный номер. — Одноместный? — заорал мужчина. — Я заказывал двухместный! Служащий произнес очень вежливо: —
Минуточку, сэр, — найдя нужную бумагу, он сказал: — К сожалению, в
вашей телеграмме указан номер на одного. Я с удовольствием предоставил
бы вам двухместный номер, но все они, к сожалению, заняты. Мужчина продолжал агрессивно требовать: — Мне плевать, что написано на этой чертовой бумажке. Мне нужен номер на двоих! После
этих слов на бедного служащего полился целый поток брани, в котором
ясно слышались фразы «А вы знаете, кто я такой?» и «Вы будете уволены,
вот увидите, я вас уволю!». Молодой служащий, дождавшись короткой паузы в словесном шторме, спокойно заметил: — Мне очень жаль, сэр, но мы действовали в соответствии с вашими указаниями. В ответ на это разъяренный мужчина выпалил: — Я не остался бы в вашем проклятом отеле, даже если бы вы дали мне лучший номер люкс! — он выскочил на улицу, хлопнув дверью. Я
подходил к стойке с мыслью, что служащий, которого на моих глазах
облили грязью с головы до ног, будет выглядеть расстроенным и обиженным.
Ничего подобного! Он встретил меня вежливейшим «Добрый вечер, сэр!» и
спокойно начал оформлять номер. Получая ключ, я не удержался и сказал: — Я восхищаюсь вашей выдержкой. Вы великолепно держите себя в руках. —
Видите ли, сэр, — последовал ответ, — я не могу сердиться на таких, как
он. Ведь он кричал вовсе не на меня. Я стал всего лишь «козлом
отпущения». Наверное, у бедняги проблемы с женой или нелады в бизнесе. А
может быть, он просто воспользовался случаем, чтобы компенсировать
собственный комплекс неполноценности и почувствовать себя «на коне». Я
дал ему такую возможность. Но по сути своей он, наверное, прекрасный
человек, как и большинство людей. Я шел по коридору к лифту и повторял вслух: «По сути своей он, наверное, прекрасный человек, как и большинство людей». В
следующий раз, когда кто-то объявит вам войну, вспомните эти слова и не
стреляйте в ответ. В подобной ситуации можно стать победителем только
таким путем: дайте нападающему расстрелять все свои боеприпасы, а затем
забудьте о случившемся. /Д.Дж.Шварц - Искусство мыслить масштабно/ |