Ханука - праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего
при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками
царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Праздник начинается 25-го числа
еврейского месяца кислева и длится восемь дней, это праздник света,
радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой - жареные в масле
оладьи и пончики). В праздник каждый вечер зажигают свечи: одну - в
первый день праздника, две - во второй, три - в третий и так далее, до
восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник -
ханукию.
После разрушения Первого Храма и последовавшего за ним Вавилонского
плена (3338 г. по еврейскому летоисчислению или 422 г. до н.э.) Йегудея
(еврейское государство) потеряла независимость и стала частью Персидской
державы. Несколько веков спустя, в 3448 г. (312 г. до н.э.), Александр
Македонский, разбив персов, захватил Йегудею. Александр создал
могущественную империю, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык,
мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной
объединить все разумное человечество. Не было запрета привносить в
эллинизм элементы своей культуры — при условии, что ты «добавляешь» их к
греческому ядру.
Империя Александра Македонского просуществовала около восьми лет. После
смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть,
деля ее между собой. В результате Египет достался Птолемею, а Сирия —
Селевку. Эрец Исраэль около ста лет принадлежала Египетскому царству, а в
3559 г. (200 г. до н.э.) перешла под власть сирийцев.
Так на арене истории появился новый феномен — эллинистическое царство и
эллинистическая культура, сочетающие элементы греческой образованности с
восточным деспотизмом, где судьбы городов и народов зависят от кучки
людей, окружающих царский трон.
В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох IV по прозвищу Епифан (Великолепный).
Его предшественников не особенно занимала еврейская вера. Не бунтовать и
платить вовремя налоги — этого было достаточно, чтобы поддерживать
приемлемый для обеих сторон статус-кво. Антиох же насаждал греческий
язык и культуру огнем и мечом. Это «приобщение» к достижениям
цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов.
Исключение составила только маленькая Йегудея. Когда Антиох понял, что
камнем преткновения здесь являются еврейская традиция и Тора, он
попытался запретить и то и другое. Свитки Торы изымались и сжигались.
Были запрещены обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение
этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили. Те, кто отказывался
подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в
группы, целью которых поначалу было воссоздание свободных еврейских
общин. Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода
священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его
сыновей — Йегуда, по прозвищу Маккаби (что на иврите означает «молот»).
Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения «Ми камоха баэлим,
Ашем!» — «Кто подобен Тебе, Всевышний!» Таков был боевой клич у
повстанцев-маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.
После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова
стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и
скверне.
25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники
должны были зажечь огни меноры (храмового светильника), но во всем Храме
не оставалось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем —
оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с
нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше
чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось
восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой
порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.
В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.
Интересно, что в изложении Талмуда сама победа малочисленной и плохо
вооруженной партизанской армии Макавеев над многократно превосходившими
силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же
рассказа — кувшин с елеем, и на нем печать первосвященника, которая
сохранилась в неприкосновенности. История чуда изобилует удивительными
деталями, каждая из которых как бы кричит: «He пройди мимо истинного
урока Хануки, доберись до ее истинной сути!» Когда народ порабощен
другим народом, нет ничего естественнее желания сбросить ярмо и добиться
национальной независимости. Но что дальше? Каким будет этот народ,
какой будет его страна на следующий день после обретения долгожданной
свободы? Нет общего ответа на этот вопрос. Пути нашего народа и народов
мира часто не совпадают. Истинная свобода в нашем понимании — это
возможность беспрепятственно вести освященный тысячелетиями еврейский
образ жизни, идти дорогой Торы и заповедей.
Для евреев чудо освобождения не было полным даже тогда, когда в
Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина, не сложившего оружие.
Истинным же моментом свободы была минута, когда коэны (священники)
зажгли храмовый светильник-менору.
Как и все наши праздники, перипетии далеких событий Хануки повторяются и
в наши дни. И сегодня, так же, как и тогда, каждый еврей ищет тот самый
кувшинчик с «чистым маслом еврейства» в своей душе. И порой необходимы
мужество и решимость, чтобы зажечь его, но именно тогда этот слабый
огонек разгорится в яркий свет еврейской веры. Мы верим, что Всевышний
пошлет нам чудо и этот огонь будет гореть вечно с приходом нашего
праведного Мошиаха уже в эти дни! |