Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Чем, кроме занятий в школе, должен заниматься Ваш ребенок?
Всего ответов: 24
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2011 » Сентябрь » 3 » Киндер с сюрпризом
21:57
Киндер с сюрпризом
гиперребенокВсе чаще замечаю, что слово « гиперактивность» становится разменной монетой наряду с «депрессией». Чуть плохое настроение – «у меня депрессия». А если ребенок не такой спокойный, как хотелось бы, – «он гиперактивен».

Когда я слышу от родителей фразу «Мой ребенок гиперактивен», я всегда спрашиваю: «А кто вам сказал?» В рейтинге самых популярных ответов – «и так понятно», «воспитатель в саду, учитель в школе», «все говорят». Но первое, и самое важное, что стоит знать: гиперактивность – это диагноз, а не характеристика поведения. Совершенно неверно про подвижного ребенка сказать: «Он гиперактивен». Активен – да, но «гипер-» – нет!

Диагноз имеет нейробиологическую природу, т.е. зависит не от «злой воли» или «плохого воспитания» ребенка, а от особенностей развития его нервной системы. Как правило, такой малыш импульсивен и ему трудно концентрироваться. Но вправе поставить такой диагноз лишь врач-невролог или психиатр. Родители, учителя, психологи и врачи других специальностей могут лишь предположить его наличие.

АКТИВНЫЙ БЕЗ «ГИПЕР-»

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда врач-невролог ставит это клеймо детям в возрасте до года! Наблюдая этих малышей, достигших на тот момент 1,5 года, приходится лишь изумляться: почему именно этим пытливым крохам с высокой познавательной активностью, замечательной памятью и мелкой моторикой был поставлен такой диагноз?

Я навлеку на себя гнев врачей, но, работая ежедневно с дошкольниками, я пришла к выводу, что истинную гиперактивность можно предположить не ранее, чем в 4 года. Маленькие дети – совершенно особенные существа. У них велика тяга к познанию окружающего мира, и они движутся к своей цели, не замечая препятствий. У них неистощимая энергия: когда к вечеру оба родителя уже лежат недвижимые после игр и прогулок, у ребенка хватает сил еще прыгать по ним. Внимание кратковременно: им пока трудно долго сосредотачиваться на чем-либо, они быстро переключаются, при этом «схватывая» все на лету. Их не заставить заниматься тем, что им неинтересно. Для ребенка до 3-4 лет – это совершенно нормальное поведение.

Синдром ГРД В включает в себя три составляющие: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. И вот типичные симптомы.

При выполнении уроков или домашних поручений: ребенку трудно сохранять внимание долгое время; он невнимателен к деталям; ему трудно самому организовать выполнение задания, сложно довести его до конца; легко отвлекается на посторонние вещи, перестает делать то, «что нужно»; делает много ошибок; старается избежать таких дел капризами, игнорированием, недовольством.

В общении: кажется, что он «не слышит», что ему говорят; часто не дослушивает вопрос, а сразу начинает отвечать; мешает другим, вмешиваясь в их дела, перебивает разговор; про него можно сказать «болтливый».

В двигательной активности: его стопы и кисти постоянно в движении; где бы он ни находился, он ведет себя так, как будто к нему «мотор прикрепили»; не может «посидеть спокойно» в тех случаях, когда это необходимо (урок, поликлиника, театр и т.д.); без цели бегает, крутится, пытается куда-то залезть, не обращая внимания на замечания.

В разных жизненных ситуациях: часто теряет свои вещи; тихая и спокойная игра продолжается очень мало; про него можно сказать «забывчивый»; с трудом дожидается своей очереди (например, в играх); ему трудно соблюдать любые правила (как в играх, так и правила хорошего поведения).

У всех здоровых детей время от времени могут быть подобные проявления. Но диагноз может быть поставлен, если симптомы сохраняются больше полугода.

Иногда в одной группе детского сада (класса) гиперактивными считаются 6-7 и более детей. А это в 6-7 раз больше среднестатистических значений! В этом случае можно предположить, что двигательный режим организован неправильно, и от этого страдают активные полностью здоровые дети! Вот и получается, что ребенок просто «недобирает» нужных движений. Если ему не разрешают играть на полу, усаживают без нужды за стол, он будет вертеться на стуле. Если ему не разрешают побегать, он будет крутиться, подпрыгивать, размахивать руками.

Еще хуже, если и вне сада, школы ребенок не имеет возможности порезвиться. Часто у него нет своей комнаты, в уголке с игрушками не развернешься, а больше и поиграть-то негде. Но тело ребенка все равно «берет свое», ведь у него очень здоровые потребности – рост и развитие. Вот ребенок и пытается бегать, сшибая из-за тесноты вещи, прыгать с диванов и стульев, залезать на табуретки и столы.

Выход здесь один – нужно найти возможности, чтобы ребенок мог удовлетворить потребность в движении. Утро начинайте с зарядки, ведь окончательно проснувшийся и получивший заряд бодрости ребенок быстрее соберется в сад или школу. Гуляйте вволю и активно: не одергивайте ребенка, если ему хочется залезть на дерево, попрыгать, скатиться с горки. Научите детей подвижным играм – в салочки, догонялки – и сами поиграйте вместе с ними. Дома организуйте шведскую стенку. Не забывайте о физкульт-минутках каждые 15-20 минут, если ребенок занимается за столом. Включите веселую музыку и вместе потанцуйте. Отдайте свое чадо в спортивную секцию, постарайтесь приобрести коньки, лыжи, велосипед и заинтересовать ребенка такими занятиями. Никогда не ругайте ребенка, если ему хочется побегать.

А ВОТ И ОН, ДИАГНОЗ!

Паше 8 лет. Учитель жалуется, что он слабый ученик, делает много ошибок в письменных заданиях. На уроке может спокойно встать, ходить по классу, полулежать на стуле. Если одноклассник сделает безобидное замечание, то он сразу вспыхивает как спичка и летит с кулаками. Учитель говорит, что Паша сообразительный, память хорошая, но и себе, и другим не дает учиться своим поведением. Правда, индивидуально занимается лучше. Мама говорит про Пашу, что дома он «вьет веревки», но идти к неврологу, как советует учитель и психолог школы, боится. Но и помочь вести себя более сдержанно, научиться сосредотачивать внимание на уроках, не «взрываться» – она не может.

Налицо все признаки: гиперактивность – невозможность ограничить движение в ситуации, когда это необходимо; снижение внимания – множество ошибок; импульсивность – драки из-за незначительных обид, мешает на уроках. Все это проявляется постоянно, ежедневно и уже довольно давно, что позволяет предположить проблему истинной гиперактивности.

Ребенку, страдающему гиперактивностью, очень и очень непросто. Большая подвижность часто сочетается со столь же большой неловкостью движений, и ребенок постоянно падает, спотыкается, что-то ломает. Нареканий множество: он не способен сохранять внимание в течение занятия, его работы часто не доделаны. Ему трудно усвоить правила поведения, а те, которые он знает, «игнорирует» из-за повышенной импульсивности (неспособности ограничивать сиюминутные импульсы, желания). Когда он отвлекается на занятиях, начинается баловство с привлечением других детей. Очень часто гиперактивный ребенок находится в роли «клоуна». Он быстро приобретает дурную славу драчуна, «будущего двоечника», «неслуха». Когда гиперактивность истинна, она проявляется везде: и дома, и в саду, и на прогулке, и в гостях.

Если родители являются приверженцами мягкого стиля воспитания, они долго не могут понять, почему с ребенком нельзя «договориться по-хорошему», если строгого – начинают ругать ребенка, но и это не приносит результатов. У него снижается самооценка, падает уверенность в своих силах, которая необходима, чтобы справиться с болезненным состоянием.

ГДЕ ВЫХОД

От родителей зависит значительная часть успеха в борьбе с гиперответственностью, но делать это нужно только под контролем врача.

Поддерживайте детскую самооценку. Вместе с ребенком определите его сильные черты, интересы и способности. Помогите ребенку проявить их.

Общайтесь сдержанно, спокойно и мягко. Ваши громкий крик и ругань только ухудшают ситуацию. Общайтесь с ребенком «на одном уровне»: присядьте рядом с ним или опуститесь на корточки. Дети не воспринимают информацию «поверх головы». Поменьше «нет» и «нельзя», придирок по мелочам, замечаний и критики; больше поощрений и похвалы, если он это заслужил.

Дисциплина – это важно! Выработайте правила и режим, которых должен придерживаться ребенок. Делайте только «одно напоминание». Если ребенок нарушил правило, объясняйте, к каким последствиям это приведет. Если он соблюдает правила, то получает небольшое вознаграждение.

Научите ребенка распределять свое время и силы. Давайте ему только одно задание в один промежуток времени и не отвлекайте его посторонними вопросами и замечаниями. Разбивайте задание на последовательные части, так ребенку будет легче завершить как каждую часть, так и задание в целом. Предоставляйте ребенку выбор, но не более чем из трех вариантов.

Преодолеем «растеряшество». Помогите собраться в школу, подобрать одежду, сложить портфель. Утром у ребенка должно быть достаточно времени, ситуация «спешки» для него неприемлема, т.к. приводит к перевозбуждению. Минимизируйте количество одежды на ребенке, а также количество вещей в портфеле. Так ему будет проще следить за тем, чтобы ничего не потерять.

Двигательная энергия должна быть израсходована. Ребенку с ГРДВ нужно много и активно гулять. Запишите ребенка в спортивную секцию. Для гиперактивных детей хороши индивидуальные, а не групповые виды спорта: бег, лыжный спорт, плавание. Виды спорта, связанные с борьбой, не рекомендуются, т.к. приводят к перевозбуждению.

«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО» РОДИТЕЛЯМ

К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда помощь гиперактивному ребенку не оказывается из-за «страусиной» позиции родителей. Воспитатели и учителя настойчиво говорят о проблемах, психолог рекомендует обследование у невролога, но родители не делают этого, боясь «диагноза». Я считаю такую позицию почти преступной, ведь если закрывать на проблему глаза, она не только не исчезнет, но и усугубится! ГРДВ, имея первоначально органическую природу, отрицательно влияет на адаптацию ребенка в коллективе, особенно школьном. Если вовремя не помочь ребенку, ситуация лишь ухудшится, и в этом преимущественная часть ответственности будет лежать именно на родителях. Отвести ребенка к врачу могут только родители, а без медицинской помощи в ситуации ГРДВ не обойтись. Вы никогда не сможете сказать, что «вы сделали все, что могли». Вы даже не сможете сказать, что вообще что-то сделали, чтобы помочь вашему ребенку. Займите взрослую позицию, возьмите на себя ответственность и начните заниматься этой проблемой. Ваши действия в сочетании с рекомендациями врача и поддержкой учителя принесут свои плоды. Краеугольный камень успеха – вера родителей в то, что ребенок сможет преодолеть драчливость, невнимательность, усвоит нормы поведения, сможет хорошо учиться. Поддерживая ребенка, отмечая его, пусть поначалу небольшие, успехи, ответственные родители удерживают самооценку ребенка на достойном уровне, а это – внутренняя основа для позитивных изменений.

Юлия Василькина (психолог, социолог)

Рекомендации даны по книге: Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005.
Категория: Родительское собрание | Просмотров: 531 | Добавил: Зоя | Теги: воспитание детей, психология ребенка, гиперактивность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz