Может быть вы тоже задавались таким вопросом - когда начать читать детям? Какой возраст оптимален для восприятия текста? и т.д. Ответить на этот вопрос с точностью невозможно. Но то, что начать читать стоит еще во время внутриутробного развития ребенка - уже известный факт раннего развития. Есть даже целый раздел, насколько мне известно неофициальный пока - пренатальная педагогика - воспитание, развитие и обучение еще не рожденных детей.
Кому-то покажется полной ерундой, но есть аргументы в пользу этой педагогики: дети, развитием которых мамы занимались еще будучи беременными, оказывались куда смышленее, чем их ровесники.
Органы чувств у малыша закладываются и начинают функционировать еще в первом триместре беременности, и сторонники раннего развития смекнули, что это не просто так и это даже очень нужно использовать.
Я не помню полной методики, но суть ее сводится к постоянному общению с плодом, и общение это должно носить развивающий характер, а именно мама должна рассказывать о происходящем вокруг, о предметах вокруг, петь ребенку песни, читать, включать музыку. Не то что бы ребенок уже рождается с представлениями об окружающем мире, но пренатальное развитие способствует более легкому усвоению и познанию окружающего мира.
Сегодня я бы хотела повести речь о чтении для детей. Каждый ребенок по-разному относится к книгам в одном и том же возрасте. Кто-то их разглядывает или грызет, кто-то требует читать без конца одну и ту же книгу, а кто-то может и вовсе их не замечать как таковые.
Мы начали читать сказки сыну еще до рождения.
Орган слуха у эмбриона закладывается на 8 неделе, а к третьему месяцу уже появляются уши. С 15 недели ребенок воспринимает звуки, а уже с 25 начинает реагировать на них.
Один из показателей нормального развития плода - это на каком сроке начинает шевелится ребенок. При резких звуках ребенок вздрагивает и замирает, шевелением он может показать, приятен ему тот или иной звук. К 30 неделе ребенок может поворачивать голову в сторону неизвестного ранее звука, различает голоса, слушает, реагирует на голос незнакомого человека, а к 38 неделе может двигаться в такт музыке.
Учитывая все это, читать ребенку до рождения - это вовсе не глупость, а, на мой взгляд, нормальное поведение заботливых родителей.
На курсах по подготовке к родам нам рассказывали, что в к концу беременности у ребенка уже может быть некоторый режим сна и бодрствования и его можно корректировать и вырабатывать у ребенка определенные ритуалы, например, отхождения ко сну вечером.
Один из вариантов - это читать ребенку. Голос матери успокаивает ребенка. Читать можно и вместе с мужем, обязательно поглаживая мамин животик. Многие наверное замечали, что малыши любят, когда говорят папы, и успокаиваются от его прикосновений.
Для первого чтения мы выбрали народные сказки, они достаточно короткие и их можно читать по ролям с папой.
Когда родился наш сын, читать как-то стало некогда, но уже начиная с первого месяца я обратила внимание. что ему нравятся стихи, может не столько стихи, сколько ритм. Он всегда прислушивался, а позднее улыбался, узнавая стишок.
Когда начать читать детям? С этого момента в арсенал мамы должны попасть короткие стихи, потешки. Есть различные потягушки, которые читают детям утром, есть стихи перед сном. Стихи и потешки незаменимы во время гимнастики, массажа, умывания, в пальчиковых играх, а мне еще очень помогали одевать ребенка, чего он ужасно не любил.
Когда ребенок научится лежать на животе и поднимать головку, ему можно предложить небольшую книжку с крупными и простыми картинками, например с изображением предметов и объектов (игрушки, фрукты, овощи, животные и пр.)
С 6-ти месяцев мы стали покупать маленькие картонные книжки со стихами. Нашему сыну очень нравилось переворачивать странички и грызть их.
Основное требование, которое я предъявляю к книгам для сына - это качественная типография - хорошие четкие картинки, желательно крупные с не пестрым фоном и умеренными цветами. Далеко не все издательства выпускают качественную продукцию, в погоне за прибылью некоторые откровенно халтурят.
К году можно предложить ребенку короткие сказки, но нам они не нравились, мы читали и читаем до сих пор исключительно стихи, на сказки нам терпения не хватает.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы наверняка отметите его предпочтения в книгах. Например, мы без ума от книг про машинки: у нас их... даже сложно сказать сколько.
С нашей активностью чтение нас не особо увлекало, но мы часто просто рассматривали картинки - познакомились с животными, буквами, цифрами. Сейчас легко находим по просьбе всех животных, игрушки. фрукты, овощи, показываем части тела и т.д.
Я считаю, что книги просто необходимы в таком обучении. Книги помогают ребенку соотносить реальные объекты с нарисованными и узнавать их на любой картинке.
Долгое время мы вообще только портили книги. Конечно ругать за это ребенка ни в коем случае нельзя. Разрушение - это тоже своего рода познание мира, однако, ребенку всегда нужно говорить о том, что это неправильно, что так нельзя делать, приучать его к бережному обращению с книгами.
Не беда, если ваш ребенок не любит, когда вы ему читаете. Просто ваше время еще не пришло. Ребенок сам покажет, что ему интересно. Буквально на днях сын принес сам! книгу папе и они очень долго ее рассматривали и читали. И сейчас он иногда подходит ко мне, выбрав книгу, и мы садимся и читаем.
Все книги лучше хранить в легком доступе для ребенка. У нас они просто лежат в одном ящике, который ежедневно вытряхивается, а попутно рассматривается и изучается его содержимое. Я стараюсь регулярно расширять ассортимент книг, благо простые картонные книги серии "Линг". "Аист" стоят недорого при большом ассортименте. Но перед покупкой лучше внимательно ознакомиться с содержанием и полистать книгу, чтобы не купить опус.
Подводя итог, скажу, что познакомить ребенка с книгами нужно как можно раньше. Это необходимо для разностороннего развития ребенка и будет постепенно формировать у него любовь к книге и чтению. Главное, чтобы родители смогли сохранить эту любовь. предлагая ребенку интересные и полезные книги, не дожидаясь, пока школьный предмет "литература" напрочь убьет все желание когда-либо вообще читать, что нередко случается с детьми, когда их заставляют много читать в короткий промежуток времени.
Олеся Пупышева (www.maminblog.com)