В Средние века медиков называли "трёхликими"
(trifontes). Считалось, что у врача три лица: лицо порядочного человека в
повседневной жизни, лик ангела у постели больного и лик дьявола, когда
он просит гонорар. А если доктор и не гонорар вовсе просит, а взятку с
больного вымогает? Когда слушаешь истории пациентов, поставленных
докторами на "счётчик" (иначе ведь и не скажешь!), создаётся
впечатление, что из всех врачебных ликов у некоторых эскулапов остался
только один — третий по счёту.
Здоровье и достаток
Цель медицины — спасение человеческой жизни — высока, а путь её
достижения тернист. С античных времён врачевание было провозглашено
самым благородным занятием на земле, а посвятившие ему жизнь изначально
были жрецами древнегреческого бога медицины Асклепия и сами считались
чуть ли не полубогами, потому что лечили душу и лишь потом — тело: ведь
что оно без души?
Плату за свои услуги не брали — только
пожертвования на храм. Но потом душа и тело поменялись местами —
материальное стало важнее духовного. "В здоровом теле — здоровый дух" —
вошедший в поговорку девиз Ювенала сам он произносил с иронией, порицая
чрезмерное увлечение современников физической красотой в ущерб духовной.
В римские времена здоровье (по латыни — "salus") стало ассоциироваться с
процветанием, а отвечавшая за него богиня Салюс помимо прекрасной
физической формы начала олицетворять и материальный достаток. Обряды
поклонения богине здоровья отличались невероятной пышностью, её образ
чеканили на монетах, чтобы они не переводились в кошельках — особенно у врачей.
Десять сиклей серебра
Право на бесплатное лечение гарантирует нам 41-я статья Конституции,
следить за этим должно государство. Между прочим, о необходимости
централизованного регулирования оплаты врачебных услуг задумались ещё на
заре цивилизации — в Месопотамии и Древнем Египте. Врачи здесь
принадлежали к привилегированной жреческой касте и получали жалование из
государственной казны плюс узаконенное вознаграждение от пациентов,
размер которого строго регламентировался. В своде законов вавилонского
царя Хаммурапи, составленном около 2250 лет до н.э., приводятся расценки
на разные виды лечения.
Параграф 215 этого кодекса гласит: "Если врач произведёт тяжёлую
операцию с помощью бронзового ножа и излечит больного, он может получить
за это десять сиклей серебра". Немалый по тем временам гонорар,
учитывая, что параграф 274 того же кодекса определяет дневной заработок
ремесленника в одну тридцатую сикля. Зато и наказания за ошибки были
очень суровы — в 218-м параграфе записано: "Если врач произведёт у
кого-нибудь серьёзную операцию и причинит больному смерть, он
наказывается отсечением руки". И если потребует с пациента сверх того,
что положено по закону, доктору тоже не поздоровится.
У нас всё по-другому: случаи, когда врачей наказывали за вымогательство,
можно пересчитать по пальцам, а медицинские поборы превратились в
негласно узаконенную практику. Раз никто не бьёт по рукам — значит всё
можно.
Взяточничество в медицине (хотя и не в таких
масштабах) тянется ещё с советских времён. Знаете, что ответил Сталин на
просьбу министра здравоохранения Семашко поднять зарплату врачам?
Сказал, что хорошего доктора народ уж как-нибудь прокормит, а плохому и
этого хватит. Но вождь народов ошибался: плохому-то как раз и не
хватает, а всегда хочется больше, и неважно, что руки у него кривые и
операции приходится по десять раз переделывать. Так даже доходнее —
пациенты возвращаются, снова деньги несут! За медицинские, так сказать,
услуги. Вдумайтесь в это слово — оно появилось неспроста!