Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2011 » Сентябрь » 24 » Печальный клоун
20:19
Печальный клоун
клоунЭто статья  о детях из психологически нездоровых семей. Этот разговор о роли с красивым названием, но, увы, печальным содержанием – о роли «талисман».

ГДЕ БЫВАЕТ


Задача семьи – обеспечивать защиту и давать безопасность. Если эта базовая функция нарушена, то семья становится дисфункциональной или психологически нездоровой. Увы, она не жизнеспособна – начинается постепенное ее разрушение: отношения между супругами портятся, и они либо разводятся, либо брак «сохраняют», но мучаются сами и мучают друг друга. А у их детей будут большие проблемы с их собственным супружеством, и они вполне могут так и не оставить потомства.

Психологическая атмосфера такой семьи очень неблагоприятная. Вам наверняка доводилось бывать в домах, где воздух буквально раскален, царит такое напряжение, что там невозможно находиться, хочется быстрее из этого дома сбежать и больше никогда не переступать его порог.

Но если гостей еще можно обмануть, то своих детей никак не обманешь. Как говорится, «дети и собаки знают все». Когда мама и папа ссорятся, детям больно и за маму, и за папу. Ребенок страдает, он пытается помочь, снизить царящее вокруг напряжение… и становится громоотводом при семейных грозах.

Он старается отвлечь родителей, переключить их внимание на что-то другое. Например, когда родители друг на друга кричат, малыш может встрять между ними:

– А вот я сейчас покажу, как собачка лает!

Родители либо отвлекутся от скандала и с умилением будут смотреть на «собачку», либо они уже вместе гневно обрушатся на ребенка:

– Ты что, не видишь – взрослые разговаривают!

Но в этом случае они тоже перестали ссориться друг с другом. «Талисман» их спас. Сами они не скоро бы завершили скандал.

В таких семьях нет стабильности: утром никто не знает, что будет вечером. Нет надежности и безопасности, которые гарантируют ребенку психическое здоровье, духовный рост и возможность быть самим собой. Только психологически нездоровая семья нуждается в ребенке-«талисмане», потому что она самостоятельно не справляется с саморегуляцией.

«Талисман» – одна из ролей выживания. Ее назначение – юмором отвлекать внимание от алкоголизма отца, ссор родителей или еще чего-нибудь. Это одна из функций юмора в тяжелой ситуации. Говорят, что нигде так сильно и беспрерывно не шутят, как в отделении реанимации.

ПОРТРЕТ


Ребенок-«талисман» с детства привык чувствовать ответственность за психологическое состояние окружающих. Он стремится радовать людей, смеяться, улыбаться. И если сперва речь идет только о его семье, то по мере взросления и выхода ребенка в «большой мир» этот механизм начинает распространяться на все социальные контакты. В классе ребенок может стать «затейником». Улыбка стала для него способом выживания в трудных обстоятельствах.

Если «герой семьи» привлекает к себе внимание позитивным способом, «козел отпущения» – негативным, «потерянный ребенок» – своей незаметностью, то «талисман» – юмором.

Дети ведут себя так, как научены дома. В подобной семье пара пытается замолчать проблемы, их избежать. Они не хотят признавать, например, измены мужа, алкоголизм жены, и ребенок тоже привыкает делать вид, что «все хорошо». Поэтому с детства он приучается отрицать проблемы, не замечать очевидное, защищаться от реальности улыбкой.

«Талисман» может производить впечатление веселого и легкого человека. Вот только эта легкость – искусственная. Он бежит от проблем, не хочет брать на себя ответственность, а когда его к этому побуждают, отшучивается.

Со стороны «талисман» может казаться счастливчиком и везунчиком. Только вот счастья и радости здесь нет. Это все фасад, а за ним – боль, которой много лет!

За шутовским фасадом – глубокие переживания. Психологический портрет раздвоен. Внешний контур – «клоун», привлекающий к себе внимание. Эта маска выручала в детстве, помогала разрядить грозовую атмосферу в семье. Внутренний контур обозначен сильнейшей душевной болью! Эмоциональные раны, нанесенные в детстве, так и не зажили, и к ним лишь добавляются новые. Не секрет, что многие профессиональные клоуны и юмористы в реальной жизни – люди печальные, депрессивного склада, нередко они страдают алкоголизмом или другими зависимостями. И успешный сорокалетний актер, известный своим обаянием и чувством юмора, может в кабинете психолога расплакаться из-за того, что в детстве на его глазах папа ударил маму. Он не позволил себе плакать тогда, не позволял это делать 35 лет – и вот наконец-то эта подавленная боль всплыла.

«Талисман» семьи смешит всех именно потому, что дома тяжело. За шутками проблема как будто исчезает. Сам ребенок платит за это отказом от своих истинных чувств. Под маской шута могут накапливаться гнев и ярость, но он продолжает смешить публику.

ВЗРОСЛОСТЬ

И во взрослости «талисман» продолжает избегать ссор, пытается всех веселить, шуткой снять напряжение, развлечь. Нередко профессионально он и вправду идет в индустрию развлечений, где есть возможность поднимать настроение у окружающих, либо выбирает так называемую «помогающую» профессию (врач, психолог, социальный работник).

Это человек с хорошим чувством юмора, большим запасом шуток и острот, в любой компании он, не растерявшись, расскажет анекдот или смешную историю. Таких людей любят приглашать в гости, они часто оказываются в центре внимания, знают, как развлечь окружающих, снять неловкую паузу, замять назревающий скандал. Но и в 40 лет он останется шутом, которого окружающие люди по большому счету всерьез воспринимать не будут. «Талисман» слишком много энергии отдает показной стороне своего поведения: он гиперактивен, импульсивен, но очень одинок и не умеет быть самим собой. В зрелые годы у него могут трудно складываться доверительные взаимоотношения. Он может казаться слишком независимым, а на самом деле он просто не умеет сближаться с людьми. При этом отказаться от роли «талисмана» трудно, в подсознании навыки таких способов «выживания» уже закреплены. Коль скоро однажды что-то помогло, мозг программирует это поведение и на будущее – помогло раз, поможет и другой, и третий.

Большинство людей опасаются огня, потому что однажды обожглись. Дети же из нездоровых семей могут подставить себя «огню» (то есть тому, что причиняет боль) только потому, что «знакомы» с огнем с детства. Неизвестность страшит их больше, чем знакомые неприятности.

КАК ПОМОЧЬ

«Талисману», как всякому ребенку, необходимо чувствовать к себе внимание и любовь самых значимых близких – родителей. Ему необходимо обрести надежный, безопасный дом.

Требуется научить его открыто и свободно выражать свои чувства, не участвовать более в поддержании «секрета семьи», найти друга, которому можно доверять.

Уделяйте ему как можно больше внимания, постарайтесь узнать его, общаясь один на один. Помогайте ребенку открыться вам. Хотя внешне такие дети производят впечатление счастливчиков, они очень нуждаются в заботе о себе. Если они вам доверяют, они сбросят маску и обнажат свои истинные чувства.

Используйте рассказы как средство, которое позволит ребенку понять, что испытывать такие чувства, как гнев, печаль, негодование, ярость, – нормально. Расскажите ему о другом «мальчике», который всегда смеется, но при этом сильно страдает.

Поиграйте с куклой-клоуном, объясняя, что может чувствовать клоун (например, грусть), когда он смешит окружающих. Затем позвольте ребенку использовать куклу для выражения своих чувств. Вовлекайте его в другую творческую деятельность – музыку, рисование, лепку и другое.

Не упускайте случая подчеркнуть уместное выражение ребенком своих чувств. Указывайте, что мы смеемся над нелепыми вещами, но мы становимся печальными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо. Если ребенок смеется, когда кому-то плохо, обратите на это его внимание. Ни в коем случае при этом не раздражайтесь: «Когда Вася упал и ушиб ногу, ему было больно – это не забавно».

Старшим детям можно предложить вести дневник с ежедневными или еженедельными записями, дав слово, что никто, кроме вас, его не прочтет. Объясните ребенку, что он может говорить с вами обо всем, что его волнует, и в любое время – устно или через дневник.

Валентина Москаленко, доктор медицинских наук
Категория: Родительское собрание | Просмотров: 596 | Добавил: Зоя | Теги: психологические установки, талисман, Самооценка, типы личности, воспитание детей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz