Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Какой фильм о Новом Годе вам нравится?
Всего ответов: 9
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2011 » Ноябрь » 14 » Почему они уходят?
23:26
Почему они уходят?
скорбьБольшинство детей в возрасте 3–5 лет начинают бояться собак, темноты, одиночества. Так приходит время страхов. В основе этого явления лежит один страх – боязнь смерти. Чаще всего отправной точкой является потеря родного человека или домашнего животного. Ребенок может и просто обратить внимание на мертвого голубя на дороге.

БОИМСЯ И МОЛЧИМ

У маленького человека появляется множество вопросов, с которыми он приходит к взрослым. Но они начинают, запинаясь, врать: «Ты, я никогда не умрем» – или же строго требуют «выбросить из головы глупости». Важно понимать, что, если ребенок не получит внятных ответов от взрослых, он наполнит внутренний информационный вакуум собственными фантазиями, которые порой ужаснее любой реальности.

ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НУЖНО

Страх смерти необходим, ведь он самым тесным образом связан с инстинктом самосохранения. Ребенок готовится взять на себя ответственность за свою жизнь и здоровье. Если раньше многие действия сына или дочери должен был контролировать родитель, то сейчас активизирующийся страх смерти заставляет ребенка задумываться о последствиях своих поступков. Он начинает осознавать: то, насколько длинна будет жизнь, зависит от поведения самого человека.

Защитный механизм выходит на передний план в том возрасте, когда ребенок становится все более самостоятельным и может совершать опасные поступки. Гуляя, дети могут достаточно далеко уходить от родителей, им в голову приходят смелые идеи, связанные с прыжками с большой высоты, игрой с огнем. Ребят увлекают подражательные игры (например, в электрика, пожарного), интригуют неизвестностью опасные взрослые предметы (зажигалки, ножи). Но страх смерти не позволяет им перейти определенные границы.

Сам или с помощью взрослых малыш делает вывод, что необходимо быть осторожным, слушаться родителей, заниматься спортом, хорошо есть, остерегаться ласковых незнакомцев.

Итак, честный разговор о смерти не только не травмирует детскую психику, но и способен ее укрепить, не дать развиться страхам, возникающим из-за недостатка информации.

ПРАВИЛА РАЗГОВОРА

Реагируйте спокойно!
Если вы испугаетесь «сложной» темы беседы, то он будет бояться еще больше. Если вы рассердитесь, он сделает вывод, что поступил плохо и об этом говорить нельзя. В любом случае он замкнется в себе, а его вопросы останутся без столь нужных ответов. Конечно, такие вопросы всегда неожиданны. И правильной реакцией будет некоторая задумчивость: «Я постараюсь тебе объяснить…»

Говорите с ребенком на его языке.
Отвечайте на тот вопрос, который задал он, используя две-три понятные фразы. Слишком пространные или сложные ответы создают иллюзию общения, но не несут нужной информации. Если ребенок что-то не понял, то он задаст уточняющие вопросы (сразу или через некоторое время), на которые также должен получить ответы.

Будьте честными.
Если ребенок спрашивает вас о смерти, значит, он внутренне готов узнать о том, что жизнь каждого человека (и его в том числе!) конечна. Более того, это знание ему в данный момент необходимо. И было бы большой ошибкой уверять его в обратном.

Избегайте шаблонов.
Нельзя пользоваться фразами-шаблонами. Витиеватые, непонятные выражения могут заронить тревогу. Например, фраза «заснул вечным сном» может вызвать нарушения сна у ребенка, связанные со страхом засыпания. Скажете «ушел далеко-далеко» – и у ребенка может появиться страх расставания с родными («а вдруг они уйдут и не вернутся?»). При этом у маленького человека так и не сформировывается понятие конечности существования, и он продолжает ждать умершего родственника. Также у него может остаться обида и злость, что тот ушел, не попрощавшись.

ЧТО ГОВОРИТЬ

Многие взрослые вроде бы и готовы поговорить, но не знают, как сказать «правильно». Дети чаще всего спрашивают вот о чем…

«Что такое "смерть”?»
На помощь приходит образ бессмертной души, который есть во всех религиях. Век за веком люди верят, что душа бессмертна, и это помогает им справляться со страхом. Поэтому за основу в разговоре с ребенком можно взять вот такой сюжет: сначала человек рождается, растет, становится взрослым, потом у него появляются свои дети, а у детей внуки. И когда человек становится совсем стареньким, он умирает. Его тело хоронят на кладбище, а его душа улетает на небо.

Опасная тайна
Ксюша – поздний ребенок, ее родителям по 45 лет. Летом умер ее любимый дедушка. Девочку постарались оградить от переживаний, срочно отвезли на дачу к знакомым. Даже спустя полгода 4-летняя Ксюша не знала, что ее дедушки нет в живых. Конечно, она спрашивала о нем, но ей говорили, что он в больнице, что он уехал. При этом бабушка и мама горевали очень сильно. Спустя два месяца после смерти деда Ксюша стала «странно» себя вести: она прикладывала все силы, чтобы не заснуть! Она сидела в кровати, пока не падала от усталости, а в саду просто засыпала на скамейке вечером, проведя тихий час без сна. В ее рисунках и фантазиях появилась тема смерти. Девочка пыталась узнать у мамы, что такое смерть, как это происходит, но мама ушла от разговора.

«А мы с тобой умрем?»
Отвечать надо честно: «Да, все мы когда-нибудь умрем, но это будет очень нескоро. Мы еще долго-долго будем вместе. Ты будешь расти, у тебя тоже будут дети, а я стану бабушкой и буду нянчиться с внуками, и только когда стану совсем старенькой, я умру. А ты будешь дальше жить и умрешь совсем стареньким». Важно то, что вы делаете упор не на факте смерти, а на факте долгой жизни. Это приносит ребенку облегчение и позволяет примириться с необходимостью конечности жизни, ведь это еще будет так нескоро!

«От чего так?»
Здесь можно ответить, что люди в основном умирают в старости от болезней. Это поддержит идею о том, что его кончина еще очень и очень далека. Но обязательно наступит момент, когда он узнает, что умер кто-то молодой или даже его возраста. Объясните, что это бывает очень редко, но нужно быть осторожным (не бегать через улицу, не играть с опасными предметами, соблюдать различные правила безопасности), ходить к врачу, если что-то заболело, и принимать лекарства, чтобы выздороветь. В этот период слово «опасно», которое вы говорите ребенку, приобретает особый смысл. Очень важно обращать внимание ребенка, если он занялся чем-то сомнительным, и объяснять, к чему это может привести. Так формируется сознательная осторожность.

«Можно ли ее избежать?»
Пожалуйста, не врите ребенку! Не рассказывайте о том, что он вырастет и придумает «лекарство от смерти». Если вы пообещаете своему чаду, что он и его родные не умрут, а через некоторое время произойдет несчастье, это будет для ребенка еще большим шоком: он испытает горе, увеличенное осознанием того, что его обманули. Также вранье мешает формированию сознательной осторожности.

«Как проходят похороны?»
Расскажите, что умершего кладут в гроб вместе с цветами, родственники последний раз смотрят на него, плачут, прощаются. После этого гроб закапывают в землю, и на этой земле начинают расти цветы. Потом люди приходят на кладбище, ухаживают за могилкой и вспоминают умершего. Если в вашей семье принята кремация, расскажите и об этом.

«А бабушка нас видит?»
На это можно ответить, что душа умершего на небе, что там спокойно и хорошо, поэтому душа радуется, когда о человеке вспоминают что-то хорошее, и печалится, если долго плачут. Иногда умерший приходит во снах, но этого не надо бояться, это душа так передает привет. А на вопросы о том, может ли умерший вернуться, надо, конечно, отвечать отрицательно.

ПРИМИРЕНИЕ

В течение некоторого времени ребенок будет возвращаться к этой теме, задавать уточняющие вопросы. Вы можете заметить, что он остро реагирует на любое свое (или ваше) недомогание, даже может спросить: «Это опасно? От этого можно умереть?» Тема смерти может появиться в играх. Например, девочки могут играть в похороны куклы, а мальчики в «смерть в бою». Как бы то ни было, не прерывайте этих игр. Помните, что любое переживание ребенок должен «отыграть», причем не один раз.

Постепенно вы увидите, что ребенок переключился на более позитивные темы, а тема смерти, если и затрагивается, то вскользь. Он получил новый, необходимый опыт и, удовлетворив потребность возраста, продолжает больше думать о жизни, а не о смерти!

Юлия Василькина (психолог, социолог)

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Камелина, практический психолог

ГРАМОТНОЕ ГОРЕВАНИЕ

У всех родителей есть важная обязанность – научить своего ребенка способам выражения и проживания горя на своем примере. Дети всегда учатся реагированию на стресс от близких людей. Быть любящими и честными с самим собой и ребенком – это самое важное. Родителям необходимо помнить, что малыш учится жизни от них, испытывая разные чувства и примеряя к себе разные реагирования: давить в себе слезы или плакать, быть героем или погоревать и т. д. Ответственность родителей – научить ребенка обозначать и принимать свои чувства в любой ситуации. Чувства, которые они испытывают, например «тебе грустно», «тебе страшно» и т. п.

Нужно помнить, что горе у детей обычно проявляется скачками, они не могут горевать непрерывно. В один день ребенок может то плакать, то смеяться. Движение, игры, общение с животными и профессиональная помощь психолога помогут избавиться от стресса.
Категория: Родительское собрание | Просмотров: 494 | Добавил: Зоя | Теги: воспитание детей, Смерть, психология ребенка, горе, страх, траур | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz