Наша жизнь

Меню сайта
Категории раздела
Психология отношений [272]
Проблемы в семье, на работе, в школе...
Старшее поколение [31]
О родителях, стариках
Семейные истории [50]
О чем рассказывают в семье
Женская страничка [173]
О женщинах
Мужская страничка [55]
О мужчинах
Я + Ты = Мы [101]
О любви...
Родительское собрание [208]
О воспитании детей
Традиции [82]
О традициях разных народов
Любимые питомцы [20]
О тех, кого приручили
Знаете ли вы... [274]
Всё, о чем интересно узнать
Наш опрос
Какой брак для Вас более приемлем?
Всего ответов: 8
Комментарии статей
Выставки
Форма входа
Здоровье
Главная » 2010 » Август » 22 » Валюта общения или откройте мальчишке книжку
00:55
Валюта общения или откройте мальчишке книжку
я читаюФантазия по неволе

"Но почему компьютер и телевизор обязательно должны конкурировать с книгами? Разве они не могут дополнять чтение? Как выясняется, нет. Особенно в тот период, когда навык самостоятельного чтения еще не сложился и прочесть всего одну страницу, набранную крупным шрифтом, для ребенка равносильно подвигу.

У дошкольников и младших школьников еще не развито так называемое "эйдетическое чтение", при котором печатное слово порождает внутренний "видеоряд" образов. С трудом разбирая по складам "наша Таня громко плачет", дети не могут одновременно представлять себе зареванную девчушку, стоящую на берегу, и упавший в речку мячик. Поэтому-то малышам так необходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Иллюстрации дают толчок "видеоряду", но не заполняют его целиком, оставляя простор для фантазии. Начиная читать, малыш постепенно учится видеть внутренним взором картины и образы.

Однако дело это достаточно долгое и трудоемкое. Куда легче быть пассивным потребителем экранной продукции, где все вот оно - и образный, и словесный, и звуковой ряд.

Но фантазия в этом случае оказывается заблокированной. А значит, учиться читать будет еще труднее. А трудное отталкивает. Этот круг большинство детей пытается разорвать самым естественным для них способом: отказываясь от чтения вообще. Поэтому все больше специалистов приходит к выводу, что с раннего возраста приучать детей к чтению вредно для их дальнейшего развития.

Нос не дорос

Ребенок должен дозреть до желания научиться читать, а сейчас этого часто не происходит. Он просто не успевает по-настоящему захотеть и относится к чтению как к тяжелой повинности, навязанной ему взрослыми. Что, естественно, не вызывает у него энтузиазма. Прежде взрослые не торопили развитие ребенка, справедливо считая, что всему свое время.

И такое время действительно наступало. В один прекрасный день - обычно годам к шести - ребенку вдруг становилось обидно, что окружающие умеют читать (особенно, если у него были старшие братья или сестры), а он - нет. Тогда он брал книгу и делал вид, что читает, а на самом деле повторял давно выученные наизусть стихи, сказки, рассказики. И на некоторое время успокаивался. Но потом обязательно находился какой-нибудь вреднюга, который начинал над ним подтрунивать. И у задетого за живое шестилетки (а в этом возрасте мнение сверстников становится уже достаточно значимым) появлялся мощный стимул к обучению.

Сейчас же родители начинают уроки чтения в четыре (а то и в три!) года, когда у многих ребятишек еще нет никакой ориентации на сверстников, и играть на их самолюбии бесполезно. Да и желание "быть большим" в этом возрасте удовлетворяется гораздо более простыми средствами. Разрешили ребенку спуститься с лестницы, не держась за руку взрослого, он уже чувствует себя повзрослевшим.

Про игру и ревность

Давайте ребенку понять, что чтение - это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игры и игрушки. Хвалите приятелей ребенка, если они уже умеют читать, но избегайте упреков (даже скрытых): дескать, вон они какие молодцы, а ты... Обидевшись, сын или дочка могут заупрямиться. Если вы будете действовать тактично, у вашего ребенка, скорее всего, возникнет мысль: "А что я, хуже других? Почему бы и мне не попробовать?".

Когда ребенку захочется научиться читать, не торопитесь. Лучше его немножко "поманежить", закрепляя ощущение желанности предстоящих трудов. Сами же труды имеет смысл облечь в игровую форму. Мои дети, например, выучились читать, играя в школу. Мы усаживали на диван игрушки. Плюшевый мишка был "назначен" отличником, растрепанная кукла Катя (ее роль озвучивала я) постоянно запиналась и путалась. Детям приходилось ее поправлять, и обучение шло незаметно, в охотку. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок действительно подружился с книжкой на долгие годы, нужно как можно дольше читать ему вслух.

Обычно же происходит прямо противоположное: когда ребенок начинает более или менее бегло читать, его норовят поскорее отправить в "свободное плавание". У родителей благодаря этому, конечно, появляется больше свободного времени. Но становление ребенка как читателя идет гораздо медленнее. Читать ему еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, скучное занятие отвращает... Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии. А параллельно исподволь учится связывать слова с возникающими в его фантазии образами. Я уж не говорю о том, что взрослый может по ходу дела пояснять значение незнакомых слов и отвечать на вопросы ребенка, облегчая ему понимание текста.

Но главное даже не это, а то, что книга становится предметом долгого разговора, то есть вашим общим достоянием, "валютой общения". Что, конечно, поднимает ее престиж в детских глазах. А то ведь для многих детей книга - это некий барьер, отгораживающий их от родителей. Сколько раз они слышат от нас: "Не вертись под ногами! Пойди лучше почитай". Или наоборот: "Дай дочитать! На самом интересном месте прервал". В подобных случаях детская неприязнь к чтению может быть обусловлена элементарной ревностью. Так ненавидят соперника, отнимающего у нас любимого человека.

Выше планку!

Мой младший сын читает взахлеб. И все равно перед сном мы обязательно читаем вслух. Однако при этом придерживаемся важного принципа: я выбираю достаточно сложные книги, которые самому ему одолеть пока не под силу. Естественно, книги берутся не наобум. Я читаю сыну то, что, на мой взгляд, даст материал для его духовного и душевного развития. Поначалу, когда ему было лет семь-восемь, мы с ним читали классические стихи и поэмы - Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В результате в восемь лет Феликс дозрел до самостоятельного чтения Шекспира и как-то раз во время каникул, оставшись дома в одиночестве, осилил "Макбета". Самое забавное, что мы об этом не подозревали. Лишь год спустя это совершенно случайно выяснилось на занятиях в литературно-художественной студии. Преподавательница принялась пересказывать ребятам сюжет трагедии, а Феликс заявил, что он ее читал. Я не поверила и устроила ему эк¬замен. Оказалось - правда.

-Неужели тебе не было скучно? - изумилась я. – Ведь это такая взрослая пьеса.

-А разве ты мне читаешь, не взрослые стихи? - изумился в свою очередь сын. - Почему "Медный всадник" - нескучно, а "Макбет" - скучно?".

Стихи мы читаем до сих пор. Я считаю серьезнейшим упущением то, что в школе дети очень мало учат стихов наизусть. Ведь это не только приобщение к культуре, но и тренировка памяти, которая чрезвычайно важна для дальнейшего развития человека. С годами память слабеет, но если в детстве она была натренированной, произойдет это не так быстро, как в тех случаях, когда ресурс маленький.

В приобщении детей к поэзии есть еще один аспект, важность которого, к сожалению, понимается далеко не всеми. В современном мире психика детей сильно характеризуется. Резко возросли возбудимость, расторможенность, неуправляемость. Отсюда и рост асоциальных поступков, и снижение интеллектуального уровня. Стихи же - это мир гармонии. Четкий ритм и система рифмовки как бы отсекают все ненужное, лишнее, упорядочивают представления о жизни. Подобно спокойной классической музыке стихи действуют на детей умиротворяюще. Недаром даже тяжелые заики обычно декламируют стихи, практически не запинаясь. Чем больше человеческая душа проникается этой внешней гармонией, тем меньше в ней остается места для хаоса. То есть хорошая поэзия может оказывать и психотерапевтическое воздействие.

Безусловно, каждая семья сама для себя может определить, какого рода книги читать вслух ребенку. Мне только хочется обратить ваше внимание на принцип опережения: читайте то, что немного трудновато, но потенциально находится в зоне ближайшего развития ваших сыновей или дочерей. Тогда они будут тянуться вверх и не бояться, что цель недостижима.

Мама - библиотекарь

Часто родители, жалуясь на отсутствие у ребенка интереса к книгам, на самом деле просто навязывают ему то, к чему у него не лежит душа.

 ...Зинаида Васильевна очень переживала, что ее Коля не хочет читать. Вроде бы умный мальчик, а к чтению абсолютно равнодушен. Но когда мы с ней обсудили этот вопрос подробнее, выяснилось, что Коля с удовольствием штудирует энциклопедии и справочники, посвященные растениям или животным. Однако мама не считала это "настоящим чтением". Вот если бы он увлекался приключенческими романами или фантастикой - тогда другое "дело.  А между тем очень многие мальчишки предпочитают художественной литературе научно-популярную. Это особенность пола, и мамам ее необходимо учитывать.

Но, конечно, уважая особенности ребенка, можно и нужно влиять на формирование его литературных вкусов. Дети, как правило, не умеют отличать искусство от подделки, и когда родители не руководят ими в выборе книг, часто забивают себе голову всяким "чтивом". Обязательно интересуйтесь, что именно читают ваш сын или дочь. Высказывайте свое отношение к той или иной книге, к тому или иному писателю. Станьте для ребенка домашним библиотекарем, помогающим ему сориентироваться в книжном мире. Начинайте читать какие-то книги вместе, а там, глядишь, ребенок увлечется и дочитает уже сам. Знаете, как маме мальчика Коли удалось, наконец, пробудить у сына любовь к художественной литературе? Когда обнаружилось, что он увлекается естествознанием, она почитала мальчику вслух "Белый клык" Джека Лондона. Они начали читать, а потом обсуждали прочитанное. Потом он стал заглядывать в книжку, уже не дожидаясь возвращения мамы с работы - ему не терпелось узнать, что будет дальше. Потом с сожалением сказал, что книжка кончилась. Мама предложила ему другую - того же автора и тоже про животных. Он сперва по привычке заартачился, но они опять начали читать ее вместе, и Коля быстро втянулся. За Джеком Лондоном последовали Сетон-Томпсон и Даррелл. От них удалось перекинуть мостик к фантастике. А от фантастики уже нетрудно было перейти к историческим романам. Опять же по мостику, которым на сей раз стал роман братьев Стругацких "Трудно быть богом".

Теперь Коля читает очень много и уже сам рвется прочесть маме вслух что-то, по его мнению, особенно выдающееся.

Татьяна ШИШОВА, психолог
Категория: Родительское собрание | Просмотров: 509 | Добавил: Зоя | Теги: дети и книги, привить любовь к чтению, навыки чтения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 ира  
0
интересно,что это за игры вслух? и было бы здорово если бы автор привел конкретный перечень книг, которые нужно читать в определенном возрасте...

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Новости общества
Топ-10 статей
Новости культуры
Статья на выбор
Статистика
    Топ100- Семейный досуг                    

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz