Граф Альфонс де Тулуз-Лотрек был крайне раздосадован тем, что его
сын-художник обитает на Монмартре – то был район с плохой репутацией,
пристанище парижской богемы. Раздосадован настолько, что просил сына
взять псевдоним, дабы не бросать тень на древний аристократический род.
Молодой художник Анри де Тулуз-Лотрек внял просьбам отца и придумал
псевдоним-анаграмму Трекло. Так он подписал несколько своих работ, но
вскоре стал ставить на картинах своё настоящее имя. И правильно сделал.
Талантливый, яркий, самобытный художник не нуждался в псевдониме.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в городе Альби в семье
французских аристократов. Однажды Анри неудачно упал и сломал шейку
бедра. Через год несчастный случай повторился – падение и перелом другой
ноги. С тех пор мальчик перестал расти и с трудом передвигался.
Исследователи творчества Тулуз-Лотрека полагают, что роковые переломы
были лишь косвенной тому причиной. Вероятно, Тулуз-Лотрек страдал
генетическим заболеванием. Серьёзные недуги часто случались в
аристократических семьях, что являлось последствием браков между
родственниками. Отец и мать Тулуз-Лотрека были двоюродными братом и
сестрой. Стремясь сохранить чистоту благородной крови, знать калечила
здоровье своих родных детей.
Собственное отражение в зеркале не давало Тулуз-Лотреку забыть о том,
что он калека. У художника были короткие ноги, непропорционально большая
голова, неуклюжая походка. Его рост составлял всего 150 см.
Тулуз-Лотрек не терпел жалости и сочувствия, которые он замечал во
взглядах людей, обращённых на него. Художнику была свойственна
удивительная самоирония.
Он спешил сам посмеяться над собой и над недостатками своей внешности,
прежде чем это сделает кто-то другой. В повседневной жизни он умел
находить моменты радости, был человеком обаятельным и общительным.
Способности к рисованию проявились у Тулуз-Лотрека ещё в детстве.
В 1884 году в возрасте 20 лет он перебрался на Монмартр и полностью
посвятил себя живописи. На Монмартре он снял квартиру и мастерскую, там
он жил и творил. Его соседями были лучшие художники эпохи. В то время
Монмартр был районом парижской артистической богемы. Жильё, сдаваемое в
наём, стоило там дёшево, что привлекало на Монмартр художников,
писателей и поэтов всех мастей. Здесь царила особая богемная атмосфера.
Родители не одобряли выбор сына, но возвращаться домой Тулуз-Лотрек не
собирался. Чем Монмартр был так притягателен для Тулуз-Лотрека? Общением
с коллегами по цеху, возможностью творить, свободным образом жизни?
Безусловно. А ещё тем, что безудержно веселому и суматошному Монмартру и
его обитателям не было никакого дела до физического уродства
Тулуз-Лотрека.
О ночной жизни Парижа Тулуз-Лотреку было известно всё. Он был завсегдатаем кабаре, кафе-концертов, трактиров. Художник имел репутацию гуляки и кутилы.
Тулуз-Лотрек часто наведывался в публичные дома и водил дружбу с
проститутками. Жрицы любви охотно позировали художнику для его картин.
Портреты, на которых изображены проститутки, правдивы и откровенны, в
них нет лести и заискиваний, при этом зритель чувствует искреннюю
симпатию художника к своим моделям. Человек с искалеченным телом и
падшие женщины с израненными душами как никто могли понять друг друга.
Тулуз-Лотрек любил рисовать лошадей. В детстве вместе с отцом и потом, став взрослым, он часто посещал скачки
– в те времена это было традиционное развлечение аристократов. Художник
наблюдал за грациозными лошадьми, за их поведением и повадками, а потом
переносил свои наблюдения на холст.
В Париже Тулуз-Лотрек часто бывал на цирковых представлениях – ещё одна популярная тема в творчестве художника.
Портреты людей удавались художнику ничуть не хуже. Тулуз-Лотрек
создал целую галерею ярких образов: наездники, спортсмены, артисты,
певицы и танцовщицы. Художник был очень наблюдателен, ему было
достаточно несколько штрихов или мазков, чтобы создать на листе яркий
образ. Ничто не ускользало от его внимания: характерные жесты, прищур
глаз, поворот головы, едва заметная улыбка.
Тулуз-Лотрек – талантливейший рисовальщик афиш. Афиши как
объявление о предстоящем событии существовали на протяжении нескольких
веков. Однако именно Тулуз-Лотреку удалось поднять создание афиш на
уровень искусства. Благодаря Тулуз-Лотреку до наших дней дошли имена
певиц и танцовщиц: Ла Гулю, Жана Авриль, Иветт Гильбер. Посмотреть их
выступления стекалась парижская публика в конце XIX века.
Тулуз-Лотрек тесно сотрудничал с легендарным кабаре Мулен Руж и трактиром на мельнице Мулен-де-ла-Галет.
Там он был частым и желанным гостем. Владельцы этих заведений не
пожалели о том, что доверили оформление афиш талантливому живописцу. В
наши дни Мулен Руж
по-прежнему существует и процветает, Тулуз-Лотрека там помнят до сих
пор. Мулен-де-ла-Галет находится в частной собственности и скрывается от
чужих глаз за высоким забором. Всего за свою творческую карьеру
художник нарисовал 31 афишу. Современные искусствоведы, изучая
театральные афиши Тулуз-Лотрека, вздыхают с сожалением: «Сейчас такие
афиши уже не рисуют».
В деньгах Тулуз-Лотрек не испытывал особой нужды благодаря своему
знатному происхождению и поддержке семьи, тем не менее, он старался
зарабатывать себе на жизнь самостоятельно. Художник создавал декорации и
костюмы к спектаклям, рисовал рекламные плакаты и афиши, оформлял
обложки для нотных изданий, не говоря уже о многочисленных картинах.
Тулуз-Лотрек работал активно и плодотворно, регулярно принимал участие в
выставках. При этом художник вёл распутный образ жизни. Современники
удивлялись и недоумевали: как Тулуз-Лотреку удаётся находить время и
для серьёзной работы, и для безудержных кутежей?
Своеобразный образ жизни Тулуз-Лотрека и пристрастие к алкоголю подорвали его слабое здоровье. Он умер в возрасте 36 лет. Это печальное событие произошло 9 сентября 1901 года в родовом поместье вдалеке от любимого им Парижа.
Отец Тулуз-Лотрека в своём письме, адресованном одному из друзей сына,
написал так: «Наибольшее страдание перед смертью ему причиняло то, что
он не мог уже держать в своей руке карандаш».