Восточная миниатюра - уникальный источник для изучения истории
костюма далекого прошлого. Она доносит до нас не только образцы одежды,
не дошедшей до нас в силу ее тленности, но и позволяет определить
эстетический вкус жителей, местное своеобразие, манеру поведения.
Благодаря этому источнику были исследованы костюмы Ближнего Востока,
Индии, Турции, Средней Азии в различные периоды истории, выявлены
недостающие звенья в эволюции одежды, которые невозможно было определить
из-за отсутствия этнографического материала (1). Это особенно касается
костюмов Бухары XVI - XVII вв., которые практически отсутствуют в музеях
Узбекистана и коллекциях музеев мира, в то время как образцов более
позднего времени (XIX - начало ХХ вв.) предостаточно. Интерес к
бухарской одежде более раннего периода не ослабевает еще и потому, что с
обретением Узбекистаном независимости, проведением массовых зрелищ
актуальность изучения исторического костюма возрастает. Материал,
который дает бухарская миниатюрная живопись XVI - XVII вв., в какой-то
мере позволяет выявить социальные, возрастные, сословные признаки
мужской и женской одежды, форму и особенности ношения головных уборов,
дает представление о прическах, ювелирных украшениях и т.д.
Достоверность их изображения подтверждается и другими видами источников
(например, письменными) (2).
В XVI - XVII столетиях Бухара имела статус столичного города, здесь
велось широкое строительство, развивались искусство и ремесленничество.
Улицы и рынки были полны приезжих купцов.
В Шейбанидской и Аштарханидской Бухаре изготовление одежды было особой
отраслью производства, в которой были заняты, по данным казийских
документов, ткачи хлопчатобумажных и шелковых тканей - бофандагон и
шохибофон, красильщики тканей - сабогон, портные - дарзиен, ткачи -
чалм-футабофон, шапочники и тюбетеечники - такидузон, сапожники -
кафшдузон, ювелиры - заргарон, что свидетельствует о профессиональной
специализации бухарских мастеров (3). Их изделия продавались на
специальных рынках, где каждый вид ремесла имел свое особое место.
Некоторые из них сохранились до нашего времени (Таки тильпак-фурушон и
Таки-заргарон).
Производимые в Бухаре хлопчатобумажные, шелковые (шаи) и полушелковые
ткани (адрас, алача), бархат (бахмаль), парча (зарбафт) и др., а также
набивные хлопчатобумажные ткани (чит) применялись для собственных нужд и
на продажу в другие страны. Кроме тканей, на продажу вывозили бухарских
портных и сапожников, в частности в соседнюю Русь (4, с. 175-197).
Популярными сюжетами бухарских миниатюр были сцены дворцовых приемов и
пиршеств на лугу, сюжеты к классической литературе. Они дают
представление о разнообразных мужских и женских нарядах. Судя по
изображениям на миниатюрах, мужская и женская одежда состояла из
одинаковых компонентов, несколько варьируемых покроем. Это широкая
туникообразная рубаха, позволявшая легче переносить жару, длинные
шаровары, необходимые при манере сидеть на полу на расстеленных
одеялах-курпачах, и верхний халат, спасающий от яркого солнца и
осенне-зимних холодов. Различия между мужскими и женскими одеяниями
проявлялись в покрое головных уборов, использовании различных тканей и в
таких видах специфической одежды, как мурсак, который одевали
исключительно на улицу, или паранджа. Одежда у мужчин и женщин была
нижней и верхней, парадной и повседневной. В миниатюрах в основном
изображена верхняя одежда, но нижняя зачастую выглядывает из-под нее.
Одежда феодальной знати выделялась прежде всего великолепием верхних
халатов, тканями, из которых они были сшиты, богатством декоративной
вышивки, наличием различных украшений - дорогих поясов, пуговиц, эгретом
головного убора и оружием. Так, на миниатюрах XVI в. хан часто
изображается в облегающем стан верхнем распашном халате - фараджи,
украшенном орнаментальной вышивкой на спине, груди по плечам и подолу.
Фараджи имеет очень длинные рукава, почти до щиколоток, и если в них
вдевают руки, то рукава образуют у запястья множество складок. Вероятно,
носить его таким образом было очень неудобно и чаще всего его
набрасывали на плечи или небрежно вдевали руку лишь в один рукав, а
другой при этом свисал свободно. На уровне предплечий фараджи имел
разрезы, в которые можно было просовывать руки, тогда рукава
превращались в декоративную деталь. Фараджи шили на подкладке из другой
ткани - "астар", иногда подкладка была из меха соболя, лисы или белки,
ее миниатюрист изображал соответствующим цветом. На фараджи шли самые
дорогие ткани - атлас и шелк.
Еще один вид верхней одежды - "каба", которая одевалась на нательную
рубаху и представляла собой прилегающее платье-халат, запахивающийся
справа налево, образуя косой ворот с длинными - до запястья, или
короткими - до локтя, рукавами. Каба могла иметь и осевой разрез спереди
до подола, с мысообразным вырезом на груди и застежкой на пуговицы. На
миниатюрах она всегда изображается подпоясанной кушаком или кожаным
пояском с золотыми бляхами - камарбанд, к которым прикрепляли богато
украшенное оружие: меч и кинжал, нож, а также мешочек с деньгами.
В XVI cтолетии основным головным убором знатного бухарского мужчины была
чалма из белой с золотой или серебряной нитью тонкой и прозрачной
ткани. Она наматывалась на тюбетейку и надевалась так, что лоб и уши
оставались открытыми. Хан в особо торжественных случаях надевал корону -
тадж, представлявшую собой конической формы шапку с золотой пуговицей
на макушке тульи и золотым венцом у ее основания. Обувь - мягкие черные
или желтые сапожки из кожи.
В середине XVI в. одежда бухарской феодальной знати становится
изысканнее, более приталенной, длина ее укорачивается до середины икр,
чаще используются цветные парчовые ткани, в то время как в первой
половине века они были преимущественно однотонные. Продержавшись до
середины XVII в., эта мода начинает меняться под влиянием индийской
одежды в сторону большей декоративности, достигаемой не золотошвейной
вышивкой, а за счет использования разнообразных тканей: в мелкий
рисунок, клетку или полоску. Чаще используется бархат, фактуру которого
художники передают очень простым способом: каба интенсивного синего или
черного цветов по контуру обводится белой линией, и создается эффект
переливов бархатного ворса. Верхние халаты и каба становятся на
индийский манер более прилегающими в верхней части и пышными,
собирающимися в мелкие складочки на талии, может быть, за счет кроя.
Каба имеют маленькие округлые или прямоугольные воротнички, спереди до
талии - двойную строчку, а на подоле - широкий расшитый золотом бордюр.
Каба хана по-прежнему перепоясывается камарбандом, а знати - футой
(кушаком). Чалма в первой половине XVII столетия была пышной и имела
перевязь из другой цветной, видимо, парчовой ткани.
Со второй половины XVII в. в аристократической среде модна небольшая
чалма, намотанная так, что витки ее, скрещиваясь надо лбом, обнажают на
одну четверть невысокий конической формы кулох, который к тому же
украшают эгретом. Перевязь же исчезает совсем. Опять же под влиянием
индийской моды чалма накручивается из цветных тканей: лиловых, красных,
из ткани в крупную полоску, образующую при наматывании пестрый или
шахматный узор.
Мужская одежда простых сословий отличается меньшим количеством
одновременно носимых одежд, однотонными, более простыми, тканями и
головными уборами: это маленькие цветные чалмы - фута для горожан и
разнообразной формы войлочные шапки с черными отворотами, а также шапки с
меховым околышем.
Наряды бухарских женщин XVI - XVII вв. еще более декоративны,
разнообразны и многослойны. Эстетические и этические критерии женского
костюма определялись нормами шариата, согласно которым одежда должна
быть свободной и не подчеркивать форм фигуры. По словам Алишера Навои,
тело женщины словно было заключено в "темницу из одежд". Реванш они
брали, используя дорогие расшитые ткани ярких цветов, украшая себя
ювелирными драгоценностями, подводя глаза и брови, отбеливаясь и
румянясь. Эстетическим идеалом была белокожая, со стройным станом,
пышнотелая женщина с округлым, как полная луна, лицом, маленьким ртом,
миндалевидными глазами и сведенными в форме лука бровями. Такой ее
воспевали поэты, такой она изображена и на миниатюрах. Знатные дамы
одевали одновременно несколько одежд, чтобы подчеркнуть свое
благосостояние: нательную туникообразную белую рубаху с длинными
рукавами с горизонтальным или вертикальным воротом, называемую в
письменных источниках "курта". Нижние до щиколоток штанишки - эзор,
лозим - заправляли в изящные узконосые сапожки или напускали поверх
туфель без задников - кафш, кавуш. Сверху одевалось также
туникообразного покроя цветное платье - куйлак, пирохан - с длинными
рукавами и горизонтальным воротом (у девушек) или глубоким разрезом на
груди (у женщин) с вертикальным швом на спине и по бокам. Поверх пирохан
надевалась каба с длинными или короткими рукавами и осевым разрезом.
Завершался туалет верхним халатом - джома, предохраняющим от непогоды. В
праздники женщины, как и мужчины, надевали шелковый фараджи на меховой
подкладке, расшитый золотом.
В целом одежда XVI в. отличается богатством вышивки на плечах, груди и
спине верхних халатов всевозможных расцветок, среди которых преобладают
желтые, голубые, синие, сиреневые цвета. Женщины простых сословий
(служанки, музыкантши) носили аналогичную одежду, но из простого
материала, без вышивки и меньшим числом - нижнюю пирохан, штанишки и
каба, полы которой подворачивают для удобства в работе за кушак. В
середине XVI в. появляется другой вид женской верхней одежды простых
сословий - кальтача - длиной до середины бедра.
В конце XVI - начале XVII в. оживляются контакты с Сефевидском Ираном,
что отражается на женской одежде сильнее, нежели на мужской: длина
укорачивается до икр, демонстрируя полосатые, сужающиеся у щиколоток
штанишки; платья и каба застегиваются на одну большую пуговицу и имеют
глубокий вертикальный разрез на груди. Ткани имеют крупный или мелкий
растительный орнамент, как в сефевидских Казвине и Мешхеде, но в отличие
от их моды верхняя одежда женщин никогда не подпоясывается (рис.). Эта
мода с незначительно варьированной длиной одежды сохраняется до 40-х гг.
XVII в., когда бухарские красотки начинают ориентироваться на Индию и
когда появляются подчеркивающее формы женского тела прилегающее каба до
колен, сердцевидно вырезанное на груди, а под ним - нижнее прозрачное
платье с горизонтальным разрезом и застегнутое на крупные пуговицы.
Одежда шьется из местных гладкоокрашенных или привозных индийских тканей
с крупным или мелким рисунком, бархата, а также из прозрачных тканей,
когда нижняя одежда в изображении художника как бы просвечивается сквозь
них.
Своеобразным видом женских халатов был мурсак, который имел на груди
глубокий вырез, полы его заходили одна на другую, а по бокам на талии он
имел мелкую оборку за счет присборенной отрезной юбки. Такой халат,
согласно этнографическим данным, носили до XIX в., а сейчас он
превратился в похоронную одежду (5). Мунисак надевался поверх каба.
Особо хочется отметить женские украшения, прически и головные уборы -
показатель возраста и статуса. Девочки и молодые незамужние девушки
заплетали косы и носили на голове тюбетейки или маленькие шапочки.
Молодые бездетные женщины одевали налобную повязку - пешонабанд в виде
тонкой ленты, концы которой завязывались на затылке и спускались на
спину. У знатных она украшалась золотой зубчатой диадемой. Принцессы,
жены ханов и женщины ханского рода носили, согласно средневосточной
традиции, зубчатую корону - тадж - в виде полусферической формы шапки с
крупным драгоценным камнем на макушке тульи. Более солидные по возрасту
матроны, имеющие детей, надевали на голову расшитую тюбетейку, а поверх
нее - короткий платок из прозрачной белой ткани с золотой или цветной
нитью. Служанки такой платок завязывали узлом на затылке, и концы его
небрежно торчали по сторонам. Со временем, уже в середине XVI в., вместо
тюбетейки женщины стали носить высокий и твердый пешонабад из ткани,
видимо, расшитый, замужние женщины убирали волосы в специальный накосник
- кулюта, сочкап. Пожилые и старые женщины из простого народа носили
просторные платья сдержанных расцветок с широкими рукавами, а на голову
надевали специальный платок, два конца которого завязывались под
подбородком, а два других свободно свисали сзади на спине - лечек,
окутывающий голову и плечи.
В XVII в. бухарские дамы носят совершенно необычный головной убор,
представляющий собой плоскую, овальной формы шапочку, надеваемую низко
на лоб, а на затылке к ней с помощью эгрета прикрепляется белый или
цветной платок из тонкой прозрачной ткани, окутывающий плечи, шею и
спускающийся на спину до лопаток. Шапочка, возможно, является
трансформацией пешонабанда, которому приделали плоский верх. Такая
шапочка на миниатюрах изображена белой или расшитой драгоценными камнями
(рис.). У девочек на голове - маленькие стрельчатой формы тюбетейки,
полукруглые шапочки с меховым околышем, расшитые драгоценными камнями
или орнаментом, а у молодых девушек - кокетливо надвинутые на лоб
небольшие куполообразные шапочки, присобранные на макушке с помощью
большой золотой пуговицы. По венцу, плотно прилегающему к голове, они
украшаются жемчугом, а на затылочной части - эгретом из перьев.
На миниатюрах ювелирные украшения изображены на женщинах придворного
круга, музыкантшах и танцовщицах и реже - на простых горожанках, причем в
XVI в. их изображения минимальны, так как, видимо их скрывали одежды. В
основном это серьги, ожерелья, жемчужные подвески, поддерживающие
головные уборы принцесс, кольца, ножные и ручные браслеты (рис.).
Специфически бухарским украшением XVI в. было нагрудное ожерелье
хайхаль, состоящее из крупных золотых розеток, поддерживающих
лепесткообразную амулетницу - тумор, усыпанную кораллами, бирюзой и
рубинами. Подобные ожерелья в указанное время не встречаются на
миниатюрах других регионов и сохранились до начала ХХ в. в Ташкенте,
Самарканде и Бухаре и более известны как зебигардон или зебиниса.
В XVII в. под влиянием индийской моды ожерелья носят в виде многорядных
бус из жемчуга, кораллов, бирюзы, соединенных в центре одним крупным
драгоценным камнем в золотой оправе. Иногда вместе с ожерельем надевают
массивную золотую гривну. В это время также начинают носить подмышечные
ожерелья - култик-тумор, до этого не встречавшиеся и сохранившиеся в
бухарском костюме до начала ХХ в. (рис.). В целом ювелирные украшения
становятся разнообразнее: помимо колец, которые носят на безымянном,
указательном пальцах и мизинце обеих рук, мы видим изображения
всевозможных браслетов: ручных (их одевали на запястье поверх рукавов,
они представляли собой ряд золотых обручей, скрепленных золотыми
шариками), ножных (носили на щиколотках), а также особых браслетов для
предплечья в виде золотого обруча с крупным прямоугольным камнем в
оправе, иногда обрамленным более мелкими драгоценными камнями - бирюзой,
сапфирами, жемчугом или кораллами. Серьги в XVII в. были разнообразной
формы: каплеобразные, как в прошлом веке, кольцевые с двумя золотыми
подвесками или подвесками в виде многолепесткового цветка, а также в
виде вертикальной основы с нанизанными на нее рубинами, жемчугом и
бирюзой. Пожилые женщины-служанки носили носовые серьги - булаки.
Разнообразна обувь XVII в. Это мягкие сапожки - махси, полусапожки -
нимчакме, высокие сапожки на каблучках - чакме и кожаные туфли без
задников - кавуши. Все сапожки черного, желтого или реже - белого
цветов, причем голенища сапог аристократок расшиты. У пожилых женщин
сохраняются черные узконосые туфли - кавуши, которые они носят на босу
ногу, в отличие от молодых, надевающих кавуши с сапожками.
Таким образом, бухарский костюм XVI - XVII вв., как свидетельствуют
миниатюры, складывался из синтеза строгих форм кроя, математической
выверенности пропорций одежды, богатства орнаментальной вышивки,
оставляющей впечатление изысканной роскоши, а также из цвета и фактуры
тканей, их рисунка, а в женской одежде - еще и ювелирных украшений.
Миниатюры XVI - XVII вв. дают огромный бесценный материал по истории
бухарского костюма в конкретных зримых образах. Интересны военная одежда
и обмундирование, обрядовые наряды, костюмы духовенства (шейхов и
дервишей), а также отдельные предметы костюма и аксессуары, также широко
отраженные в миниатюрной живописи. Многие виды одеяний, головных
уборов, украшений того времени возрождаются в наши дни.
Зухра Рахимова
|