О том, что микроклимат в семье во многом влияет на процесс формирования
личности ребенка, известно всем родителям. Тем не менее, не все они
осознают, насколько глубока эта зависимость.
Психологи
провели исследование 4-5-летних детей в детском саду: для них накрыли
столы и предложили представить себя взрослыми, сыграв в праздник. В
результате, «подвыпившие» лимонада дети стали себя вести так же, как
ведут себя некоторые взрослые во время застолья – стали скандалить и
драться.
Мы с умилением находим у младенца схожие с собой
черты – нос, уши и глаза, позже обнаруживаются и способности, полученные
в наследство от одного из родителей, а может, даже от двух сразу. Тогда
почему же нас удивляет, что ребенок наследует или получает в процессе
воспитания и то, что мы сами предпочли бы ему не передавать?
С
самого раннего детства детям свойственно подражать поведению взрослых.
Даже самые незначительные, по нашим оценкам, поступки могут служить
примером для ребенка. Накопив еще в детстве модели и образцы поведения,
став взрослыми, они, скорее всего, будут реализовывать их и в своей
жизни. Контакт со взрослыми формирует индивидуальную роль каждого
ребенка и представления обо всем многообразии окружающей
действительности, а также отношение к ней.
Определенные
моменты в семейных отношениях могут возыметь так называемый «эффект
зеркала», только в некоторых случаях ситуация может отобразиться с
точностью наоборот. Если ребенок рос в атмосфере полной свободы действий
– не факт, что он, став взрослым, не станет подверженным влиянию
авторитетов, ребенок бережливых родителей может вырасти транжирой, а
ребенок не слишком уж хороших хозяев может стать чистюлей, любящим во
всем порядок.
С точки зрения детей, родители для них –
«доступные» взрослые», которые, находясь в непосредственной близости,
служат примерами для подражания. Не стоит забывать и тот факт, что
переданные детям гены тоже обязательно проявятся по мере их взросления.
Выбор модели своего поведения с детьми и степени открытости отношений –
дело индивидуальное. Тем не менее, нельзя забывать о том, что ребенок
многое понимает, запоминает, а его выводы могут быть самыми
неожиданными. Устранять ребенка из комнаты на время серьезного разговора
взрослых желательно, но делать это нужно в мягкой форме, чтобы не
обидеть его.
Открытые отношения между родителями и детьми
вполне допустимы, но не должны переходить дозволенные меры. Детям нужно
объяснять, что плохое настроение мамы или папы никак не связано с ними,
что причиной тому неприятности на работе, а желаемую игрушку не покупают
не из-за их плохого поведения, а из-за временных финансовых трудностей.
Недопустимо позволять ребенку обсуждать взрослых, тем более, учителей.
Конечно, впадать в крайности не нужно. Выслушать ребенка и его жалобы
на того или иного учителя, дать совет, как вести себя в сложившейся
ситуации, переговорить с учителем нужно, но в присутствии ребенка
чрезмерно драматизировать ситуацию не стоит, в противном случае, он,
получив плохую оценку, каждый раз будет преподносить все так, что к нему
несправедливо относятся.
Обязательно следите за своими
поступками, которые могут стать известны детям. Ни в коем случае нельзя
дать понять ребенку, что неблаговидному поступку может быть оправдание.
Это может привести к тому, что он рано или поздно усвоит, что даже для
самых страшных поступков могут найтись веские причины.