Лет с семнадцати я стала задумываться над вопросом: почему женщины одного возраста, например около сорока, так по-разному выглядят? Одни свежи и прекрасны, другие - "мадам, уже падают листья". Генетика? Косметика? Спорт? Умение одеваться? Взрослея, я поняла, что всего этого недостаточно. Есть еще нечто более ценное, способное сохранить молодость и красоту.Когда деревья были большими
В детстве мы пугали друг друга концом света, которого ждали в двухтысячном году. Помню, я жутко расстраивалась по этому поводу. Потом подсчитала, подумала и успокоилась, решив, что к тому времени стану старой, а значит, умирать будет уже не жаль. Тогда любого, кто уже не учился, а ходил на работу, я считала безнадежно пожилым человеком. Я искренне жалела этих людей. Особенно женщин. Думала: жизнь прошла, а у них так ничего и не получилось. Вот у меня-то в их возрасте... Что именно я буду иметь, представлялось довольно абстрактно, но перспектива выглядела такой далекой, что уж за эти годы, казалось, можно горы свернуть.
В детстве мы все мечтаем поскорее вырасти. Может, именно поэтому оно пролетает так быстро?! Мне хотелось обрести независимость, чтобы самой решать, когда есть, спать, мыть руки, что одевать и с кем общаться. А главное — получить возможность делать то, что в нежном возрасте недоступно. Запомнилось два самых сильных потрясения, связанных с этим. Первое — когда меня не пустили вместе с родителями на американские горки. Я смотрела на визжавших от удовольствия взрослых, сжимала железные прутья ограды и, заливаясь горькими слезами, шептала: "Вот стану большой — буду кататься здесь каждый день по пять раз!” Второе событие касалось чувств. В двенадцать лет я влюбилась в учителя географии. Мне так хотелось ему понравиться, что однажды перед уроком я накрасилась маминой помадой. В результате надо мной смеялся весь класс, а учитель так ничего и не понял. Я воображала наши свидания. Мы были идеальной парой. Он говорил мне о любви, дарил цветы и носил на руках. В общем, все, как в кино. "Ну и что, что он пожилой, — думала я. — Зато какой умный и красивый!” Через несколько месяцев учитель женился. Ему было двадцать шесть.
В юности я с легкостью прибавляла себе возраст, особенно в студенческой компании, где каждый год имел значение. А в двадцать четыре вдруг как-то резко поняла, что дальше не хочу взрослеть. Мне нравилась эта цифра. Так что несколько лет кряду я, не задумываясь, называла ее. Нет, не врала, просто чувствовала себя на двадцать четыре. Это ощущение сохранилось и до сегодняшнего дня.
Оказывается, существует теория, что каждый из нас рождается с уже заложенным внутренним возрастом. Люди, у которых он зафиксирован на отметке юности, имеют гораздо больше шансов дожить до глубокой старости. И наоборот — те, кто в двадцать ощущает себя на семьдесят, рискуют уйти из жизни в расцвете лет. Александр Блок признавался, что всегда чувствовал себя четырнадцатилетним подростком, Альберт Эйнштейн утверждал: любой естествоиспытатель должен быть немного ребенком. Рина Зеленая, Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер в душе оставались детьми. На самом деле эти механизмы поддаются коррекции. Психологи уверяют — человек может самостоятельно придумать свое "заветное число”, дать себе установку, которая будет замедлять процесс старения. Все в наших руках, а точнее — в сознании, которым легко управлять. Всем, кто хочет прожить как можно дольше молодым и здоровым, британские исследователи советуют: просто отодвиньте дату предполагаемой смерти. Отмерьте себе любое устраивающее вас количество лет. Например: "Я планирую дожить до ста” вместо расхожего: "Я столько не проживу”. Примите эту мысль как константу, искренне поверьте в нее, а все остальное ваш организм сделает сам.
Остановка по требованию
Помните картину Гюстава Климта "Три возраста женщины”? Уверена, для многих станет откровением то, что растиражированный образ матери с младенцем на руках — лишь фрагмент полотна, в левом углу которого обнаженная старуха в отчаянии прикрывает ладонями лицо. Кто первый и почему отрезал ее — сказать трудно, ясно одно: всем хочется видеть молодость и красоту, и никому — старость и увядание. Сегодня молодым быть модно. Свежесть и здоровье стали культом. Наше время раздвинуло возрастные границы, и женщины бальзаковского возраста, а именно тридцатилетние, давно уже не считаются зрелыми дамами. Они символизируют расцвет — тот благословенный период, когда жизнь только начинается. И выглядят соответственно. Выходить замуж в семнадцать — теперь моветон, да и в двадцать пять рановато. Так смело и уверенно мы отвоевали щедрый кусок молодости, чтобы потратить его на становление себя как личности. В таком разрыве шаблона есть определенный смысл. К тридцати годам женщина уже более зрелая и подходит к вопросам материнства осознаннее, чем в двадцать. То же касается и замужества. По статистике, поздние союзы распадаются в два раза реже ранних.
Вообще, в каждом периоде свои черты. Мой знакомый определил пять возрастов женщины, проведя аналогию с поездами. В двадцать мы бежим впереди паровоза, часто спотыкаемся, падаем, рискуя попасть под колеса, при этом не всегда уверены в правильности выбора колеи. Но жизнь кажется бесконечной, и об ошибках мы просто не задумываемся. В тридцать — похожи на прицепной вагон. Еще меняем поезда, зато уже четко представляем себе, что ищем. В сорок мы — сам паровоз. Твердо и уверенно следуем по намеченному пути, увлекая за собой целый состав всяческих достижений. В пятьдесят каждая из нас — начальник поезда. Мы точно знаем, на каких станциях необходимо остановиться, а какие проехать мимо, кого впустить в вагон, а кого оставить на перроне. После шестидесяти жизнь напоминает удобное купе с мягкими диванами. В поезде играют дети, снуют родственники, осторожно стучат в дверь — чаю не желаете? А за окном все стремительнее меняются картинки. Вы замечали, что с возрастом время летит быстрее. Неделя проносится, как один день, год — как месяц...
Оказывается, все дело в новизне ощущений. В детстве самые обыденные вещи представляются нам необыкновенными. Букашка в траве — грандиозное событие. Мир наполнен яркими впечатлениями, и это создает иллюзию бесконечности времени. С возрастом мы делаем все меньше открытий: монотонное существование ускоряет жизнь. Даже когда внешне она выглядит динамичной — мы изо дня в день куда-то бежим, что-то решаем, с кем-то спорим, — по сути, ничего неординарного и запоминающегося не происходит. Сознанию просто нечего фиксировать. Из-за такого однообразия и возникает ощущение скоротечности времени. Поэтому выход один — самому насытить жизнь увлекательными событиями, чтобы потом не было мучительно больно... и далее по тексту. И еще: исследователи феномена времени советуют всем, особенно женщинам, раз в год устраивать "остановку по требованию”. Для того чтобы проанализировать, все ли получилось так, как хотелось. Чего не хватило, что было лишним. И просто помечтать. Тихо, спокойно, без суеты подумать о своих желаниях и взвесить возможности для их исполнения. Это поможет сохранить душевное равновесие и уверенность в завтрашнем дне.
Чего хочет женщина?
Французские социологи задали этот вопрос женщинам в возрасте от 20 до 70 лет. В результате 88 процентов респонденток признались, что хотят любить и быть любимыми. Что же касается желания выглядеть молодо, то 73 процента утверждали, что это напрямую зависит от состояния души. При нынешнем развитии науки любая дама, обладающая внутренним ощущением юности, легко может сохранить внешнюю молодость. Было бы желание.
"Женщина не перестает говорить о своем возрасте и никогда его не называет". Жюль Ренар
Возраст - это характер
Однажды в кафе мы с подругой наблюдали за странной парочкой. Он — красивый парень в стильных джинсах и модной рубашке. Она — бесформенная дама в затрапезном костюме, очках времен тотального дефицита, с пучком как попало собранных на затылке волос. При этом парочка общалась очень тепло и даже нежно.
— Мать и сын, — предположила подруга. — Давно не виделись...
Но вскоре мы услышали, что обращаются они друг к другу по имени, а присмотревшись внимательнее, поняли: дама моложе, чем выглядит.
— Вот тебе живой пример того, как добавить себе возраст, — констатировала подруга. — Лишний вес, плохая прическа, низкий каблук, бесформенная одежда, отсутствие макияжа.
— А еще, если верить классикам, женщину старят взрослые дети, — добавила я. — И окружение. Очень важно с кем ты общаешься. Когда люди в твоем кругу старше лет на десять, ты волей-неволей начинаешь жить в их ритме, их интересами.
Ответный список "молодящих” черт сложился сам собой: подтянутая фигура, туфли на шпильке, стильная стрижка, летящая походка, поздний ребенок...
Как-то я наткнулась на такую статистику. Ученые утверждали: женщина, родившая первого ребенка в тридцать четыре года, с точки зрения физиологии на четырнадцать лет моложе той, которая родила в восемнадцать. Там же говорилось: если супруг младше жены, например, на семь лет, то она выглядит моложе ровно на столько же. Автоматически. Происходит перестройка не только сознания, но и организма.
— А что делать тем, кто уже долго и счастливо живет с любимым мужем, который старше? Разводиться? — растерялась подруга.
— Нет. Просто окружать себя более юными друзьями противоположного пола.
Пока мы спорили, кафе опустело, и до нас стали доноситься голоса странной парочки.
— Ну какой же ты все-таки зануда! — смеялась дама. Впрочем, чем больше мы наблюдали за ней, тем меньше хотелось ее так называть. У нее были по-девичьи живые глаза и очаровательная улыбка.
— По-твоему, в семьдесят уже нельзя влюбиться, да? — весело допрашивала она спутника.
— Так, как в семнадцать, нет! — решительно отвечал он.
— Чушь! — И женщина вдруг повернулась к нам.
— Девочки, как вы думаете, можно полюбить, будучи глубоко на пенсии?
— Легко! — дружно ответили мы. В итоге выяснилось, что наши новые знакомые были братом и сестрой и обсуждали роман своей мамы, решившей во второй раз выйти замуж.
— А мне в пятьдесят влюбиться можно? — спросила она.
Удивительно, но эта новость меня поразила. Теперь в моих глазах женщина выглядела лет на пятнадцать младше своих лет и на целую пропасть моложе той, которая час назад вошла в кафе.
Оказывается, ухоженная внешность — далеко не главная примета молодости. Американские психологи провели эксперимент, для участия в котором пригласили сто сорокалетних женщин. Группа в составе десяти мужчин разного возраста общалась с ними в течение одного месяца в ресторанах, на пикниках и танцевальных вечерах. При этом они не были предупреждены о дате рождения своих спутниц. После мужчины должны были дать оценку каждой и сказать, сколько ей лет. Результаты превзошли все ожидания. Самыми "молодыми” оказались вовсе не те, которые выглядели наиболее выигрышно. Главную роль сыграли такие показатели, как демократичность взглядов, живость ума, образ мыслей, быстрота реакции и хорошее чувство юмора. Так психологи пришли к выводу: между эмоциональным и физиологическим возрастом существует прямая зависимость. Чем больше в образе и характере примет юности, тем моложе выглядит человек.
Ученые из Чикагского института вкусов и запахов решили выяснить, аромат какого растения позволяет женщине выглядеть в глазах сильного пола моложе. Победил парфюм с запахом грейпфрута. Он "уменьшил” возраст участниц эксперимента на целых шесть лет. Запах же роз у мужчин ассоциировался со зрелыми дамами.
"Каждая женщина имеет тот возраст, которого заслуживает". Коко Шанель
Женщина, я к вам обращаюсь!
Недавно со мной произошел такой случай. Дело было в ресторане быстрого питания, где я иногда обедаю. Обычно я сажусь в дальний угол, открываю книгу и отключаюсь от внешнего мира. Но на этот раз народу оказалось больше обычного, и почитать в одиночестве не удалось.
— Женщина, у вас свободно? — раздался надо мной пронзительно-требовательный голос. — Женщина, я к вам обращаюсь!
Сообразив, что вопрос адресован мне, поднимаю голову. Надо мной дама лет шестидесяти. Взгляд непримиримого борца за идею всеобщего равноправия. Рядом мужчина чуть за сорок. Явно не муж, скорее коллега.
— Да, женщина, — говорю с улыбкой. — Свободно, женщина! Присаживайтесь, женщина!
Она настороженно вскидывает бровь. Чувствует — что-то не так, но что именно — понять не может.
— Если вам уж так хочется обозначить пол или возраст, то для этого у нас существует замечательное слово "пани”. В Англии говорят "мисс” или "миссис”, во Франции — "мадам” или "мадемуазель”. Даже в России, учитывая общее с нами коммунистическое наследие, культурные люди научились избегать пошлых обращений и говорят "сударыня”.
— Я с этой... пани за одним столом обедать не буду! — не дослушав меня, срывается она с места, хватает поднос и аллюром пересекает зал. Пообещав от такого горя застрелиться сразу же после компота, опять углубляюсь в чтение.
— Извините, девушка, — тихо произносит ее спутник и ретируется следом.
Вот удивительно, почему мужчины с легкостью говорят "девушка”, а представительницам слабого пола, особенно немолодым, это слово дается с большим трудом. Такое чувство, что они мстят другим за собственный возраст. Нет, я вовсе не претендую на вечную юность, но само обращение "женщина” любую способно повергнуть в уныние. В нем есть что-то от рынка, в худшем его значении. Сразу слышится: "Вас тут не стояло!”
В общем, как ни крути, настроение было испорчено на добрую половину дня. Вроде бы мелочь, а неприятно...
Оказывается, исследуя психологию возрастных изменений, ученые заметили: обращение к человеку влияет на процессы его старения. Оно меняет внутреннее ощущение и отражается на внешности. Например, Машенька, враз превратившаяся в Марь Иванну, за год рискует постареть в три раза быстрее, чем было запланировано природой. Очень часто с появлением детей мужья начинают называть своих жен мамочками, и это действует расслабляюще. В подсознании мама — что-то большое и теплое, мягкое и степенное. А вовсе не задорное, юное и энергичное. Так женщина незаметно переходит на другую возрастную ступень с совершенно иными приоритетами. При этом меняется не только морально, но и физически. И уж тем более сильно действуют на сознание такие обращения между супругами, как "бабушка” и "дедушка”. Не случайно многие дамы даже внуков просят называть себя по имени. Это вовсе не кокетство, а психологическая потребность чувствовать себя молодыми.
Алла СНИЦАР