В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за
шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес
и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена
земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом,
ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим
ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и
качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить
себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в
глазах соседей.
История древней Персии неразрывно связана с историей
восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к
поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры
ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке
н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров
на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить
путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.
Многие историки сходятся на том, что изобретателями
ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника
был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости,
мог служить входной дверью шатра, или его полом.
Персы
умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными
оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного
ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической
экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной
мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение
тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы,
ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном
факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не
претерпела никаких изменений.
История сохранила для нас рассказ об одном из первых
шедевров персидских мастеров - "Весеннем ковре" царя Хосрова I,
сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания
Аравийского полуострова. "Весенний ковер" был, без сомнения, самый
дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение -
такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала
божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине
гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько
тонн. Но самое потрясающее - узор этого ковра. Земля была вышита нитями
из золота, вода - прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на
деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда
расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине
седьмого века Персию захватили арабы, и "Весенний ковер" не пережил
нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по
частям.
Другие знаменитые ковры
Первые в истории тканые картины, напоминающие ковры, датируют XVI--XI века до н. э. Их нашли в гробнице Тутмоса IV.
На фреске в Бен-Хассане (X век до н. э.) было обнаружено самое старое в истории изображение процесса изготовления ковров.
Самый
многоцветный ковер соткали уже в XXI столетии три брата в иранском
Тебризе. На сравнительно небольшом полотне - метр на полтора - уместился
миллион узелков 800 цветовых оттенков.
Самый большой ковер в мире - площадью 6000 квадратных метров - был соткан для казино курорта Мар-дель-Плата в Аргентине.
Самый дорогой ковер - из Исфахана, ХVI века -- был продан в 1928 году в Лондоне за 111 555 долларов
Когда в Персию пришел ислам, запрещавший изображение
живых творений Аллаха, с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади.
Орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в
тканое выражение Корана. Персидский ковер для посвященного - книга о
строении мироздания.
С 1038 по 1194 гг Персия находилась под властью
турок, которые имели собственную культуру ковроткачества - в это время
происходил обмен навыками и приемами ковроделия. Потом до середины 15
века страна была захвачена монгольскими племенами. Ковры времен
монгольского владычества лишены истинно персидской пышности, они
отличаются простым, преимущественно геометрическим орнаментом.
В XV во времена династии Сефевидов веке новой
столицей Персии стал город Исфахан. В столице и многих других городах
были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера
создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Религиозный запрет
на изображение животных и птиц был снят, производство ковров
превратилось в один из основных источников дохода казны. В Европе
персидские ковры стали очень популярны, за ними снаряжались целые
торговые экспедиции. В лучших коврах этого периода сложный звездный
медальон доминирует над богатой системой стеблей и цветов на ярком поле
индиго.
Во времена войны с Афганистаном, Турцией и Российской
Империей утонченное искусство ковроделия в Иране пришло в упадок,
навыки изготовления ковра сохраняли лишь кочевники и мастера в маленьких
деревушках. Новый расцвет ковроткачества наступил в Персии в 19 веке,
экспорт ковров стал важной составляющей доходов государства.
Виды персидских ковров
Сегодня Иран производит большее количество ковров,
чем все другие центры ковроделия вместе взятые. Кум, Наин, Tебриз,
Исфахан, Габе - в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия,
свои особенные, самобытные ковры. Специалисту достаточно одного взгляда,
чтобы определить точное место изготовления ковра. Здесь важно все:
какие используются цвета и орнаменты, какая шерсть и основа, какова
плотность ковра и тип узла.
Качество ковра
имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность
плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы,
обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение.
Считается, что только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне
все характеристики своих ковров. При этом большое значение придается
выразительности и глубине цвета. Персидские ковры имеют самую широкую
гамму красок с мягкими, звучными, чистыми оттенками.
Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма.
Палитру
иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока:
закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни,
прозрачных родников?
Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом
лишь обретает новую глубину и яркость, в этом секрет их удивительного
долголетия. Геометрический орнамент "персов" близок к устоявшемуся в
России представлению о "настоящем" ковре. Возможно, поэтому они так
популярны в нашей стране. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя
общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой
местности сделан ковер.
Тебриз
Традиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета.
Сюжетно-тематические
ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее
сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто
навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить
изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно
сразу узнать по орнаменту - медальоны в центре и по углам. Медальон в
центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными
листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к
поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.
Известны также
тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей,
сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера
вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры
хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь
которых не меньше 50-70 кв.м.
Исфахан
Исфаханские ковры
наиболее известны в Европе. В VI в. город Исфахан стал новой столицей
Персии. Здесь основали царскую ковровую мастерскую, где работали лучшие
художники и ткачихи со всей страны. Исфаханские ковры имеют яркий синий
или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора -
чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких
миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий.
Узор исфаханского
ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный
растительный рисунок основного поля и бордюра. Имеется многочисленные,
очень запутанные и точно выполненные орнаменты, реалистично изображенные
птицы и цветы. Центральная область ясно отделена от бордюра.
Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра
может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса.
Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров
эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) - золотого века персидского
ковроткачества.
Кум
Купить ковер из Кума - значит,
приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Стоят они, как правило,
дороже других "персов", за исключением разве что ковров из Исфахана и
Тебриза. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут
быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с
оттенком бирюзы (впрочем, последний встречается в персидских коврах
крайне редко). Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые.
Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как
платок, и очень пластичные ковры. Только в этой местности ткут шелковые
ковры, в остальных - шерстяные или смешанные. Впрочем, ковры из чистого
шелка - это редкость. Да и стоят они в несколько раз дороже, чем
шерстяные. Обычно шелк добавляют к шерсти, чтобы придать ковру блеск,
или вывязывают шелковой нитью отдельные элементы узора. В Куме делают
совсем немного больших ковров, но если такие ковры делают, то работают
над ними очень тщательно, несколько лет. В Куме нет орнаментов,
считающихся традиционными для этого города - здешние дизайнеры и мастера
не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто
"подписаны" мастером. В изображении преобладает разбивка поверхности на
квадраты с растительным орнаментом внутри.
Наин
На коврах из Наина
очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного
цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток.
Основа
ковров из Наина - тонкий хлопок. Это образец ковров классического
персидского дизайна. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета
слоновой кости стало настоящей "торговой маркой" здешних мастеров.
Габе
Деревенские персидские ковры из Габе
стоит выделить отдельно. В этой провинции ткут ковры "килим", которые
очень модны на Западе. Причины их популярности - двусторонний рисунок и
более низкая (приблизительно в два раза, чем у среднего "перса") цена.
Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с
очень крупным незамысловатым рисунком. На первый взгляд они никак не
могли конкурировать с привычными коврами, отличающимися мелким детально
прорисованным орнаментом и богатой палитрой цветов. Однако очень скоро
они с ума свели весь мир. Теперь персидские ковры из Габе можно увидеть в
домах самых больших ценителей искусства.
Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и
возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки
завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а
орнамент передавался от поколения к поколению. Износостойкость
персидских ковров исчисляется веками. Однако будьте осторожны при
покупке - порой вместо настоящего иранского ковра Вам могут предложить
китайскую подделку. На первый взгляд она ничем не отличается от ковра
ручной работы, но стоимость ее раза в 3-4 меньше оригинала. Такие ковры
служат недолго. Некоторые фабрики иногда прибегают к стилизации под
иранский или другой восточный орнамент, зачастую смешивая их. Это
приводит к катастрофической пошлости, представленной на отечественных
рынках в самых разных версиях. Так что будьте внимательны при выборе.