Передо мной сидит девочка. Вернее, не совсем уже девочка, но и не
взрослый человек. Ей 17 лет. У нее у самой уже есть ребенок, кстати,
тоже девочка. Дочке полтора года. Катя — давайте так назовем ту, что
постарше и успела стать мамой другого ребенка, — наркоманка. С 12 лет
она употребляет наркотики, причем внутривенно. То есть, на сленге,
«колется».
Когда я только начинала работать с наркозависимыми, у большинства пациентов схема развития болезни была такой:
-
Лет в 15 — 16 — первые пробы легких наркотиков, обычно марихуаны:
покурить тайком от взрослых, спрятавшись куда-нибудь за гаражи, либо
дождаться отъезда родителей на дачу и устроить вечеринку в квартире.
-
С 18 — 19 лет способ употребления и сам наркотик меняются, появляются
таблетки. Так как это в основном происходит в клубах, то таблетки на
сленге называются «клубными», но также и «скоростными». Они ускоряют
обмен веществ, дают энергию, бодрость, ощущение легкости. И конечно,
вызывают иллюзию уверенности в себе и легкости в общении с
противоположным полом — а этого так не хватает тинейджеру! Сперва
употребление происходит несколько раз в месяц на дискотеках, потом все
чаще и чаще…
- Организм привыкает к наркотику, для достижения
эффекта нужно употреблять все больше и чаще. И годам к 21 — 22 на сцену
выходят тяжелые наркотики: героин, кокаин… И тут-то, запоздало, человек
понимает, что стал наркоманом. Хотя ему трудно это признать. Наркоман —
чемпион по созданию иллюзий, он — лжец и в первую очередь обманывает
себя самого. Он последним понимает, что стал зависимым, — уже когда для
окружающих это очевидно.
За последние годы буквально на моих
глазах пациенты резко поюнели. Общая схема развития болезни осталась
такой же: легкий наркотик — таблетки — внутривенное употребление. А
возрастные рамки сдвинулись. История Кати была бы просто печальной, если
бы она была единичной… А так — это больше чем печаль.
Алкоголиками и наркоманами становятся все раньше.
В
каждом обществе есть очерченные границы — правила, иначе это не
общество и даже не стая. Ведь даже у стаи есть свои законы: кто первым
получает пищу, кто последним… Не важно, в какой форме установлены
границы — это могут быть 10 заповедей, Коран или Уголовный кодекс. Но
все члены общества знают, что эти правила нарушать нельзя и что за
нарушением последует наказание (от Бога, государства, шамана…).
Сохранение
границ — залог выживания, не важно, речь идет о живом существе или
социальной группе… Нарушение границ — угроза для существования. Точно
так же важно, чтобы общество не только устанавливало границы, но и
отслеживало их соблюдение.
Дети — создания, границы нарушающие,
такова их суть. Они осваивают мир. А у подростков к этому добавляется
еще и совершенно сознательное бунтарство — они так самоутверждаются, не
понимая, что главное качество взрослого, главный признак зрелости —
ответственность. За себя и за других.
Ребенок раз попробовал
нарушить границу — его никто не остановил. Второй раз — тоже
безнаказанно. И тогда он уже считает это нормой, бравирует своей мнимой
взрослостью и делает все это открыто. И если к 12 годам он уже на «ты» с
алкоголем и никотином, то дальше логически следуют наркотики…