На севере пустыни Кызылкум, в Каракалпакистане, живет
древний, мужественный, красивый и гордый народ – кипчаки. И, хотя их
называют каракалпаками, они сохранили многие традиции своего народа,
восходящие корнями к далеким доисторическим временам. Одна из этих
традиций – калым.
Калым – слово тюркского происхождения. Старинный
предсвадебный обычай. Калым был распространён у многих племён и народов
мира. За несколько столетий этот обряд очень изменился, приняв абсолютно
другое значение, отличное от первоначального.
До недавнего времени считалось, что калым - это
выкуп, который платили родственники жениха за невесту и являлся
компенсацией её роду за потерю женщины-работницы и того имущества,
которое она приносила в семью мужа.
Но, это только поверхностное мнение. На самом деле
обряд калыма имеет глубокое значение и своими корнями уходит в далекое
прошлое. Современники трактуют его, как пережиток прошлого,
представляющий общественную опасность. По-своему, это очень умный и
добрый обряд.
Начинается он с того, что по традиции джигит должен
сначала украсть невесту. А чтобы джигит не спутал свою любимую, он через
друга передает для невесты условный символ – платок. Конечно, сотню лет
назад таких договоров и быть не могло. Украл невесту – и все! Теперь же
все в селении знают: раз появился у двора девушки джигит на коне с
друзьями, значит скоро быть свадьбе.
Само
похищение – это удивительно яркий и красивый обычай, проходит, можно
сказать как театрализованное представление. Теперь луноликую красавицу
крадут по взаимному согласию. Невеста выходит в уединенное место, благо
вокруг нескончаемое море барханов, жених с парой друзей на лошадях,
подхватывает ее на полном скаку и везет к себе. Ватаги ребятишек
сопровождают их с криками и шутками.
Сегодня это захватывающее зрелище, собирает толпы любопытных сельчан, приглашенных гостей и туристов.
После похищения жених привозит невесту к своему дому.
У калитки разводят ритуальный костер, через который невеста обязана
перепрыгнуть, чтобы очиститься и войти в дом обновленной. Перешагивание
через огонь – это традиция, исходящая от массагетов и соблюдающаяся с
V-IV веков до нашей эры. Вокруг невесты собираются женщины. Они
осматривают избранницу юноши, оценивают ее красоту и молодость.
Мать
жениха, в знак согласия с выбором сына и со своими добрыми помыслами,
накидывает чистый, белый платок на голову невесты, беря тем самым
девушку под свою опеку.
Очень важен обряд окуривания двора и дома священным
дымом. Сухой иссырык – трава, – по поверьям, уничтожает всё нечистое, и
невеста заходит в чистый дом жениха.
Еще один штрих встречи невесты – маленькая девочка
снимает колечко с ее пальца. С этого момента она сама будет готовиться
стать невестой и, выходя замуж, передаст это колечко другой, такой же
девчонке.
Невесту,
с поклонами входящую в дом, провожает свита соседей, родственников и
просто любопытных. В специально отведенной для неё комнате невесту
вместе с подружками прячут за ширмой – чемылдыком. Занавес – чемылдык,
обязательно должен быть красного цвета, такова традиция.
Невеста пробудет в отведенной для нее комнате до
свадьбы. Это место – за чимылдыком - символизирует начало её новой жизни
в новом доме.
И делается это для проверки её характера, воспитания дисциплины и признания обычаев далеких предков.
А в это время сваты, готовятся к встрече со стороной невесты. Обычно это делают мужчины – отец, дяди и братья.
Обговорив между собой все обстоятельства своего предложения, сваты приходят в дом отца невесты.
После традиционной вступительной части, разговоров о
житье-бытье, шуток и пожеланий долгих и счастливых лет, сваты открывают
хозяину цель своего приезда и обсуждают размер «калыма».
Это важный момент. Родители жениха и невесты
обсуждают, чем они могут помочь новой семье: где будут жить молодые,
сколько и каких животных для хозяйства каждый род может дать им.
Если
договор завершается обоюдным согласием, хозяин дома отламывает первый
кусочек лепешки – символ жизни у тюрков, и съедает его. А лепешку
передает сватам. Лепешка идет по кругу и каждый гость, отламывая
понемногу, так же как и хозяин дома, едят его. Это означает что-то вроде
подписания договора, когда обе стороны пришли к согласию.
Обычно у кипчаков главными элементами калыма были и
остаются домашние животные – верблюды, овцы, козы, коровы. Уже совсем
скоро двор отца невесты заполнит «калымный» домашним скот.
И
пока главы семей «подписывают» договор, в доме жениха все родственники –
дальние и ближние, приходят поздравить молодых и приносят им подарки и
самые необходимые в быту вещи.
А родители дают молодой семье все необходимое для хозяйства: посуду, ковры, одеяла и помогают строить жилье.
Этот обряд, существует много веков. Сегодня он
принимает различные формы и постепенно изменяется само первоначальное
предназначение выкупа. Но неизменным остается одно калым – это создание материальной базы для рождения новой семьи.
Утром следующего дня по обычаю совершается обряд жертвоприношения во имя благополучия новой семьи.
В подготовке к свадьбе – тою – принимают участие все жители аула.
Наконец обряд калыма завершается свадьбой. Слезы
радости смешиваются со слезами грусти, яркие краски национальной одежды
смешиваются в одно неповторимое полотно, веселье длится несколько дней.
Кульминацией
тоя – свадебного торжества – является открытие лица невесты для
представления её родственникам и гостям. Этот обряд называется беташар. И
вот тогда-то подарки для невесты сыплются как из рога изобилия со всех
сторон.
Калым – словно красивая сказка быта тюркских народов, возникшая из глубины веков и дошедшая до наших дней.
И.Блидарев |