Хохлома - старинный русский
народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино
Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись
по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже
зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при
выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный
порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза
обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный
медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется
массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды
земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и
всякие зверушки.
Первоначально слово Хохлома означало название одной
из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили
свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после
освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время
обновления храмов и церквей. Восстановления храмов и церквей. Эта земля была бедна, и народные
промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил
вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
Почему предметы, о которых пойдет речь,
называются "хохломой", как рождаются они под руками умелых мастеров и
чем отличаются от других произведений народного искусства? Народный
промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была
представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после
небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы
резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы
Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких
предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые
выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис,
вызванныйМировой и гражданской войнами.
Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские.
В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое
поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и
мир.
Легенда
о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать
легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла
свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь
высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер
своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды
тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о
таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская
песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились
первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали
люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и
селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он
отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног
летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и
раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские
посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника.
Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только
остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар
пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким
пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о
жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть
мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её
правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются
только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.