Кривляние - отнюдь не игра. Хоть Шекспир и сравнивал нашу жизнь с театром, а людей с актерами, но театр и цирк, артист и клоун - не одно и то же. Рыжий кривляется на арене на потеху публике. Может быть, наши дети тоже хотят развеселить нас, внести в наш скучный быт капельку веселья и радости? Или это что-то совсем иное, и детьми движут не столь благородные порывы?Увы! Кривляющийся ребенок привлекает к себе внимание окружающих из эгоистического желания быть центром группы, при этом не имеет значения, будет ли группа семейной или нет. Кривляка стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, заниматься только его персоной. А значит, это не что иное, как очередной каприз или прихоть растущего индивида.
Почему же дети считают, что они обделены вниманием взрослых: родителей, учителей, наставников, воспитателей? Видимо, потому, что, с их точки зрения, кому-то его достается больше или ситуация изменилась не в их пользу в результате того или иного события. Если мы, взрослые, долго не замечаем ревнивых выпадов детей или замечаем, но не придаем значения, то дефицит внимания становится хроническим, а кривляние выбирается ребенком в качестве наиболее эффективного средства его восполнения. То же происходит и в случае, когда события в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, и мы целиком погружены в обыденную суету и текучку взрослых забот и треволнений.
Привычка посредством кривляния удовлетворять потребность в любви, внимании и заботе окружающих подкрепляется злорадным чувством превосходства, которое испытывает ребенок, нарушая общественные: нормы, причиняя боль близким людям, заставляя экстренно обратить внимание на свою персону.
Чтобы помочь детям избавиться от столь вредной привычки, следует по-заботиться об их эмоциональном благополучии. Пусть ревность и беспокойство ребенка безосновательны, но они являются реальными чувствами. Они существуют в сознании маленького человека, руководят его действиями. Их обязательно нужно устранить. Избрать нужную тактику поведения вам поможет знание особенностей своего ребенка и анализ сложившейся ситуации. Всякие общие рекомендации будут здесь неуместны и даже вредны.
Вторым шагом к устранению этой привычки будет установление тесных доверительных отношений. Только когда ребенок убедится, что его слова будут не просто услышаны, а правильно поняты, надобность в кривляний отпадет.
К детям-кривлякам бесполезно применять наказание. В сознании ребенка оно служит еще одним доказательством нашего несправедливого отношения к ним. А значит, протест только усилится, а вместе с ним - и гадкое обезьянничанье. Не лучшим средством воспитательного воздействия являются и упреки. Если уж прибегать к ним, то только с глазу на глаз, ни в коем случае не публично, иначе мы опять добьемся обратного, Христианская заповедь, что врачевать зло можно только добром, целиком применима к кривлякам. Порой мы помним об этом в отношении чужих детей и забываем, когда, речь идет о собственных.
Е.КОРНЕЕВА