Весёлая компания кукол Братц впервые увидела
свет в июне 2001 года. «Братц» переводится со сленгового английского как
дрянной, строптивый, неуправляемый ребёнок. Эти куклы были задуманы и
созданы по образу современных девочек-подростков, которые стремительно
растут и пытаются заглянуть в мир взрослых. Куклы Братц предназначены
для девочек в возрасте от 7 до 13 лет. Производит кукол компания MGA
Entertainment.
Куклы Братц полностью изготовлены из винила: голова - из твёрдого, туловище – из более мягкого. У кукол Братц большие глаза, пухлые губы, совсем крошечный нос или даже
практические полное его отсутствие, яркий вызывающий макияж. Волосы у
кукол ниже пояса, тело короткое, а ноги и руки непропорционально
длинные. Навряд ли такое описание можно счесть привлекательным, однако в
целом эти куклы выглядят довольно мило. Они забавные, оригинальные и
необычные. К тому же вся многовековая история развития игрушек
показывает, что издавна куклы хоть и стремились походить на людей, но
никогда не были их точной копией.
Первыми в продаже появились четыре куклы: Саша, Хлоя, Жасмин и Джейд.
Известно, что куклу Жасмин президент и исполнительный директор компании MGA Entertainment
Исаак Лариан назвал в честь своей родной дочери. Постепенно у этих
девочек стали появляться подружки: Мэган, Дана, Фиона, Невра, Тиана,
Куми, Фелиция, Катя, Киана. Девчонкам составляют компанию
друзья-мальчишки, среди которых Зак, Алек, Кэмерон и Коби. Кроме того,
есть так называемые малышки – такими модницы Братц якобы были в своём не
таком уж и далёком детстве. Братц любят домашних животных, поэтому на
полках магазинов игрушек можно найти целую коллекцию питомцев кукол
Братц.
Со временем появились и куклы Братц разных национальностей. Является ли
этот факт пресловутой политкорректностью или же это элементарное желание
заработать побольше денег – вопрос остаётся открытым. Эксперты
отмечают, что в Америке куклы разных национальностей пользуются хорошим
спросом. В России напротив такие куклы интересуют в основном лишь
страстных коллекционеров. Несмотря на то, что семейство кукол Братц
стремительно разрастается, у девочек во всём мире по-прежнему самыми
любимыми остаются те первые четыре куклы - Саша, Хлоя, Жасмин и Джейд.
Рекламный слоган кукол Bratz гласит: «Девчонки без ума от моды».
Это не просто громкие слова. Модной одежде куклы Братц уделяют огромное
внимание, ведь жизнь этих девчонок – это череда вечеринок, тусовок,
прогулок и развлечений. Каждый раз они должны выглядеть стильно и модно.
Поэтому в комплекте с куклой, как правило, можно приобрести и одежду
для них. Комплекты модной одежды
можно комбинировать, бесконечно экспериментируя. По замыслу
производителей девочки-хозяйки кукол Братц могут коллекционировать
кукольные наряды и обмениваться ими друг с другом.
Как и у любой завзятой модницы, у кукол Братц огромное количество обуви
на все случаи жизни – туфли на шпильках, спортивные кроссовки, летние
босоножки, длинные сапоги и не только, всего и не перечислить. Чтобы
девочкам в процессе увлекательной игры с куклами Братц не пришлось долго
возиться с переобуванием своих любимиц в миниатюрные туфельки в
комплект входят запасные… ноги. Вместе с обувью
надо просто поменять ноги, чтобы не терять попусту драгоценное время.
Взрослые находят этот аксессуар шокирующим, а вот маленькие девочки,
кажется, оценили по достоинству это весьма нестандартное решение
производителей.
Педагоги и психологи критикуют кукол Братц за их вызывающий внешний вид, за смелые наряды и яркий макияж.
Взрослые критики полагают, что Братц навязывают девочкам сомнительную
модель поведения. Но родители, поддавшись на уговоры любимых дочерей,
просто вынуждены покупать кукол Братц. Мамы и папы выкладывают
кругленькие суммы не только за самих кукол, но и за коллекции одежды для
них, и за многочисленные аксессуары (брелоки, украшения, косметику).
Учитывая то, что коллекции обновляются несколько раз в год, траты
становятся регулярными и всё более серьёзными.
Братц стал выгодным брендом для своих создателей, настоящей золотой
жилой. Сегодня Братц – это мобильные телефоны с фирменным логотипом,
видеоигры, постеры, мультфильмы. Кроме того, создана студия звукозаписи,
которая выпускает альбомы поп-музыки под маркой Братц. А на экраны
кинотеатров вышел художественный фильм, который так и называется «Братц:
уже не куклы».
Братц постоянно сравнивают с Барби, при этом сравнение всё чаще
происходит в пользу кукол Братц. Вездесущая пресса окрестила это
противостояние битвой кукол. В этом году Барби исполняется 50 лет, для
нескольких поколений девочек она была любимой куклой. И хотя Барби и
сейчас продолжает оставаться популярной, её положение на вершине
кукольного Олимпа серьёзно пошатнулось. Куклы Братц потеснили Барби в
витринах магазинов игрушек, объёмы продаж гламурных красоток Барби
существенно сократились. Этому феномену есть простое объяснение. Барби
– это мир взрослой красивой женщины, а в Братц девочки видят своё
собственное отражение. Куклы Братц и современные девчонки – это весёлые и
озорные ровесницы-подростки, даже их интересы совпадают. Они без ума от
модных нарядов, экспериментируют с ярким макияжем, флиртуют и назначают
свидания мальчишкам, их жизнь – это бесконечные тусовки и развлечения.
Как оказалось, тесная связь между куклами Братц и Барби действительно
существует. Производитель Барби компания Mattel Inc. утверждает, что в
основе оглушительного успеха кукол Братц лежит банальная кража. По
мнению компании Mattel Inc., дизайнер Картер Беннет задумал образ новой
куклы ещё в то время, когда работал в этой компании. Он якобы перешёл в
конкурирующую фирму, прихватив с собой, помимо идеи, которую Mattel Inc.
считает своей интеллектуальной собственностью, ещё и секреты
производства, бизнес-планы и переманил 25 сотрудников.
Для защиты своих деловых интересов Mattel Inc. обратилась в суд.
Судебные разбирательства растянулись на несколько лет, ведь в
юридической практике вопросы интеллектуальной собственности самые
сложные и запутанные. В конце минувшего 2008 года суд в Калифорнии
поддержал иск компании Mattel Inc. и принял решение о снятии с
производства кукол Братц. Весть о суровом решении суда информационные
агентства в тот же день разнесли по всему миру. Однако, судя по тому,
что куклы Братц не исчезли с прилавков магазинов игрушек и продолжают
успешно продаваться, точку в этой нашумевшей истории ставить пока
рано.