Ну до чего упрямое чадо! Понимаю возраст,
неразумное дитя, всего третий год пошел, но нет же сил терпеть его
капризы! Просто тупик какой-то, устала я от него… Погодите, а может, не
упрямый, а настойчивый? И не буйный, а энергичный? И нетерпеливый, а
целеустремленный?
Вот так уже лучше. И уже вроде совсем неплохое
дитя, очень даже нужные черты характера проглядывают...
А всего-то и
нужно - пересмотреть свой взгляд на поведение вашего ребенка, найти
другие слова для описания его поступков. Как только вы избавитесь от
негативных оценок и сумеете разглядеть в поведении малыша ростки будущих
достоинств, у вас появятся новые силы и новые запасы терпения. И вот с
этим терпением теперь внимательно присмотритесь к причинам детского
упрямства.
Важно четко понимать: ребенок никогда не упрямится без
причины, просто из вредности или желания досадить. Нет-нет, причина
обязательно есть, и ее необходимо обнаружить, открыть. А потом
поделиться с малышом этим открытием, рассказать, почему именно он
заупрямился, «проговорить ситуацию». Зачем? А затем, чтобы он учился на
этом примере выражать свои желания и претензии не скандалом, а словами.
Он ведь просто пока не умеет этого делать, и отсюда все проблемы.
"-
Вот еще, - скажут некоторые родители, - нечего ему потакать, а то совсем
избалуем!
Вовсе нет. Проявлять внимание к причинам упрямства -
отнюдь не значит во всем и всегда потакать ребенку. Разумеется, это и
невозможно, и не нужно. Нужно другое: находить компромиссные решения, и
обязательно вместе с ребенком.
Конечно, бывают ситуации, когда
компромисс исключен, когда ребенок не должен получить желаемое, - хотя
бы ради собственной безопасности. Но это случается гораздо реже, чем
кажется на первый взгляд. Ведь, положа руку на сердце, признаемся, что
часто мы настаиваем на своем вовсе не из-за объективной необходимости,
а... из-за такого же упрямства. Ну как же, родитель должен непременно
«победить»!..
Или другое: нет ни желания, ни времени, ни сил
разбираться в причинах детского упрямства и искать компромиссное решение
- проще в очередной раз «надавить»...
Однако попробуйте стратегию
компромиссов - и вы убедитесь, что и времени, и сил вы станете
затрачивать намного меньше. Опасения же по поводу потери родительского
авторитета и вовсе напрасны: такой авторитет зарабатывается не грубой
силой, а именно способностью находить общий язык и разумные выходы из
ситуаций.
Самые отчаянные скандалы с двух-трехлетками разгораются в
такие моменты, когда они что-то для себя «твердо решили», а мы пытаемся
изменить их планы немедленно и сразу. Между тем «зацикленному» малышу
необходимо время на то, чтобы хоть немного отвлечься и расслабиться, и
тогда его легче переключить на что-то другое,- скажем, с увлеченной игры
с заводной машинкой на необходимость пообедать. Не стоит требовать от
него немедленной смены планов, - вам придется кормить его насильно, а от
этого будет больше вреда, чем пользы. Предложите ему другой вариант:
сейчас вы вместе запустите машинку вон до той двери, а потом машинка
будет отдыхать, а вы - обедать. Главное в этом варианте не только то,
что он устраивает вас обоих, но и то, что вы - вместе, и в игре, и за
столом.
Дети всему учатся на примере родителей, и потому для той же
цели преодоления упрямства полезно вот что. Не упускайте случаев
показывать ребенку, что и вам иногда приходится менять планы»
проговаривайте с ним подобные ситуации, - например: «Представляешь, как
жалко! Хотела завтра сходить в гости к друзьям, а они, оказывается,
должны уехать по делам. Ну, ничего, схожу в другой раз, правда?». И если
малыш будет видеть, что вы спокойно относитесь к подобной смене планов,
то ему будет легче научиться делать это самому.
Самое худшее, что вы
можете сделать в ситуации упрямства - это наказание. Вообще надо
сказать, что наказания - это наименее эффективный способ воспитания. Оно
имеет смысл только тогда, когда вы убеждены, что иначе поступить
нельзя. Например, когда ребенок сознательно совершает что-то такое, что
прежде уже было однозначно запрещено.
Правильное наказание должно
быть логическим следствием неправильного поступка. Иногда - наступающим
естественно и потому неотвратимо. Правда, двухлетнему малышу еще не под
силу установить связь между своим упрямым нежеланием надеть варежки и
тем, что пальчикам на улице стало больно от холода, но ваше родительское
дело каждый раз терпеливо объяснять ему эту связь причины со
следствием, плохого поступка с неотвратимым естественным наказанием.
Конечно,
наказание может быть и «назначенным», но при этом, во-первых,
обязательно логично вытекающим из проступка, а во-вторых, и это особенно
важно, установленным (проговоренным) заранее, а не тогда, когда
проступок уже совершен.
Вообще же правильные наказания - это целое
искусство, которым родители должны овладеть в процессе воспитания. Но
прежде всего, абсолютно необходимо усвоить следующие запреты. Ребенка
ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
- перед
сном и сразу после сна;
- во время еды (это может привести даже к
заболеванию);
- непосредственно после какой-либо травмы;
- когда
малыш искренне старается что-то сделать, но у него не получается;
-
когда наказание может быть следствием вашего собственного плохого
настроения.
Чтобы от наказания был толк, а не просто обоюдные
неприятности, оно должно быть действительно нежелательным для ребенка.
Нет, например, смысла в качестве наказания оставить малыша без прогулки,
если вместо этого он сможет с удовольствием посидеть у телевизора. Еще
одно обязательное правило: если недопустимый поступок повторяется, то
«назначенное» наказание должно следовать каждый раз» то есть нельзя в
какой-то раз «не заметить» его.
И наконец, о самом, может быть,
важном в этом вопросе... Дети по природе своей - существа очень
справедливые и интуитивно чувствующие справедливость. И если они на
самом деле провинились, то они прекрасно это знают и не таят обиды на
вас за наказание. Но наказание, да и вообще любой упрек, должны быть
связаны именно с проступком, а не с личностью ребенка («Вот недотепа, ни
к чему ты не способен!..»). Никакое наказание или даже просто замечание
не должны навредить самооценке ребенка, иначе в будущем это скажется на становлении личности.
Учите их разбираться в эмоциях!
Застенчивый
ребенок может стать активнее и увереннее в себе, если родители будут
учить его распознавать эмоции (удивление, страх, горечь, грусть) на
лицах людей, персонажей книг и фильмов, героев картин. Прямую
зависимость между застенчивостью и неумением различать оттенки выражения
лиц заметил психолог Вашингтонского университета Пол Странд, изучая
поведение детей от 3 до 7 лет.