Часть первая: Как об этом узнали вы?
...Я
точно могу сказать,что родители мне про "это" не рассказывали
никогда!А вот откуда дети берутся я,вместе со своей подругой,узнала из
достоверных источников! В шкафу, под постельным бельем мной был обнаружен
"учебник по акушерству"(до сих пор помню как он выглядел и как у меня
дыхание захватывало,когда мы его тайком доставали и читали).После
первого просмотра мы с подругой решили,что детей будем брать только из
детского дома!
...Мне родители ничего не рассказывали, а я и не
спрашивала. У меня был двор, откуда узнавались все последние новости.
Когда мы с подружкой лет в 9 узнали, что для того, чтобы заделать
ребеночка мужчина должен лечь на женщину, мы решили попробовать как это
будет. Легли с ней в одежде на диван и долго спорили, кто будет
сверху. Решили по очереди на жребий (камень-ножницы-бумага). Она
плюхнулась на меня, а мы только что чай попили и меня чуть не вытошнило.
У нее та же реакция была. Сошлись на том, что эта гадость не стоит
внимания и детей делать мы ни за что не будем, ну только если муж будет
очень настаивать...
...Я лет до 12 была в полной уверенности, что у
женщины дети плавают в крови в виде маленьких шариков и их количество
предопределено заранее. А мужчина в этом процессе вообще непонятно
зачем.
...Я лично до 13 лет наивно думала, что для
рождения ребенка женщине нужно всего лишь об этом как следует подумать,
а отец нужен только для воспитания.
...Я-то, дурак, лет до семи был уверен, что меня
купили в Детском Мире, в секции мягких игрушек. Во предки развели, так
развели. Причем отчетливо помню, что когда нашлись, наконец приятели,
которые стали мне, недотыкомке, всё объяснять, я чуть в драку не
полез...
...К маме, естественно, рано начала приставать:
"Мама, как я получилась?". На что непременно получала ответ: "Ручками".
Процесс представить не получалось, но некоторое время такой ответ
устраивал.
...Мы были дремучими. Помню, ходила в нашей
компании версия, что дети появляются с помощью шприца: мужчина им
впрыскивает что - то.."
Часть 2. Как рассказать ребенку ОБ ЭТОМ?
Очень хочется верить, что прошли времена, когда застенчивые
родители до последнего молчали, не желая посвящать своих отпрысков в
тайны процесса зачатия, выдумывая сказки про аистов, покупку детишек в
магазинах. В последние десятилетия появилось огромное количество книг,
которые весьма доступно и занимательно посвящают детишек в тайны
отношений между полами.
Началось все в далеком 1989 году. Именно тогда родители
Советского Союза были шокированы появлением первой детской книжки,
посвященной вопросам полового воспитания. Книга А.Аудариня и М.Путниньш "Откуда берутся дети?"
была издана при поддержке Советского Фонда Милосердия и Здоровья.
Красочная энциклопедия половой жизни для самых маленьких (она была
ориентирована на аудиторию в возрасте от 7 до 11 лет) очень быстро
стала бестселлером.
Сегодня книга превратилась в настоящую библиографическую
редкость. Более поздние и немногочисленные эксперименты в этой сфере
особого успех не имели, а купить в магазине самую откровенную детскую
книжку Советского Союза сейчас уже не реально. Зато ее можно найти в
интернете.
В последующие годы появилось много книг зарубежных авторов. Например, в 1990 году вышла "Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет» (К.Верду, Ж.Кан-Натан, Ж.Коэн),в 1991 - «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 10-13 лет»
(этих же авторов).Книги хорошо иллюстрированы и вполне доступно, с
учетом возрастных особенностей детей предоставляют необходимую
информацию по проблеме анатомии и физиологии мужчин и женщин, а также
сведения из области межполовых интимных отношений.
Работа Дюмон В. «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5 – 8 лет»
позволяет, привлекая интересный иллюстративный материал, рассказать о
зачатии и рождении ребенка, доступно описать сложные физиологические
процессы, происходящие в организме женщины и мужчины, готовящихся стать
родителями.
Книга Дюмон В. «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет» поможет
детям и родителям обсудить и найти ответы на все самые каверзные
детские вопросы. Работа ориентирована на то, что в данном возрасте дети
уже распологают определенным объемом информации по вопросам пола, и их
вопросы ориентированы на расширение и углубление знаний. Ребенок ждет
от взрослых откровенного разговора: беседы об отношениях между мужчиной
и женщиной, о половом созревании, о сложных эмоциях и загадочном слове
«любовь».
Также заслуживает пристального внимания родителей книга такого автора, Д.Рюбель «Изучаем свое тело».
Однако нельзя недооценивать значимость бесед с детьми по данной теме.
Родители могут рассказать все сами и спокойно обсудить с ребенком
возникшие у него вопросы. Тем более, что информация, полученная
ребенком от родителей в детском возрасте, имеет огромное значение для
формирования доверительных и уважительных отношений между ним и
родителями.
Очень важно, чтобы сведения были правдивыми, иначе обнаружив
недостоверность, ребенок может перестать обращаться к родителям с
вопросами, будет меньше им доверять.
Что же делать в случае, если ребенок задал вам такой вопрос?
Прежде всего:
- Родителям следует ценить тот факт, что он обратился с вопросом именно к вам – значит он вам доверяет.
-Необходимо отказаться от стереотипа, в соответствии с
которым вопросы делятся на приличные и неприличные – вопрос ребенка
кажется порой неприличным, так как взрослые вкладывают в него свой
смысл и ассоциируют, прежде всего, с проблематикой секса, полового
акта. Между тем в данной вопросе дети не видят ничего неприличного. Для
них это вопрос связан с познанием окружающего мира, с получением новой
информации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган «Психогигиена пола у детей:
(руководство для врача)»).
- Родителям в такой ситуации следует выяснить, а какой
информацией ребенок уже обладает и, с учетом возможностей возраста,
сообщить ребенку необходимую ему информацию.
- Совершенно необязательно при этом сообщать о половом
акте, большинство детей успокаиваются, получив сведения о том, что дети
появляются «из животика мамы, откуда их достает доктор в роддоме».
- Последующие вопросы, связанные с ролью папы в этом
процессе, целесообразно связать с темой семейных отношений, любви
между родителями (то есть нравственным аспектом), в результате которых в
«процессе соединения мужской и женской клеточек в животе растет
ребеночек».
- Ребенка нельзя обманывать, отвечать на его вопросы
слишком общо или поверхностно. Ответы должны быть точными, правдивыми и
ясными.
- Сообщая факты, следует давать им оценку, помогая ребенку выработать правильную линию поведения в настоящем и будущем.
- Сказанное должно быть не только понятным, но и
помогать уяснить, что взаимоотношения между полами вполне естественны и
приняты.
Чаще всего дети сами задают вопросы, но если они этого не
делают, необходимо использовать любой благоприятный случай, например
при одевании, купании, наблюдении животных и т. д. Если объяснения
соответствуют пониманию ребенка, то они не могут быть слишком ранними,
тогда как запаздывание может резко усложнить воспитание. Цель бесед не
только в том, чтобы снабдить ребенка информацией и научить правильно
вести себя, но и в том, чтобы способствовать его обращению за
разъяснениями в будущем к родителям.
Вот один из возможных вариантов ответа на вопрос «Откуда берутся дети?»:
«Откуда берутся дети? — Дети растут у мамы в
животе. Там есть специальное место — оно называется «матка». В ней
ребенку тепло и уютно, как в гнездышке. Там он питается от маминого
организма и растет до тех пор, пока не сможет сам дышать и питаться.
Тогда он выходит из маминого живота». Некоторые дети сразу, некоторые
позже задают вопросы детализированного свойства: как ребенок попадает в
живот? Как он оттуда выходит? Зачем папа? и т. д. Иногда дети,
наслышанные так или иначе об интересующих их вещах, начинают с этих
вопросов. Так, 5-летний мальчик заявил: «Ты мне не говори, что дети —
из живота. Это я знаю. Я знаю, что дети — из яйца. Ты мне расскажи: как
оно туда попало и как ребенок оттуда выходит?». Имея в виду
разнообразие и, часто, неожиданность детских вопросов, лучше дать
ребенку сразу полный рассказ. «Для того чтобы появился ребенок, нужно
два семечка — мамино и папино. В организме взрослых женщин есть такие
клеточки-семечки, они похожи на маленькие-маленькие желточки. А в
организме взрослых мужчин есть другие клеточки-семечки. Чтобы из папиных
и маминых клеточек-семечек начал расти ребенок, они должны встретиться
и соединиться. Как это делается? У мальчиков внизу живота есть
орган-трубочка, а у девочек такого органа нет, зато есть дырочка. И вот
когда мальчики и девочки становятся взрослыми мужчинами и женщинами,
любят друг друга, женятся и хотят, чтобы у них был ребеночек, похожий
на них,— тогда папа при помощи своего органа-трубочки закладывает свое
семечко маме в живот через дырочку. Там ждет мамино семечко. Мамино и
папино семечки соединяются, и начинает расти ребенок. Он растет в матке
(см. выше). Сначала он совсем-совсем маленький — не больше капельки.
Но мама отдает ему часть своего питания, и он растет. У мамы в это
время увеличивается живот: чем больше ребенок, тем больше живот. Папа в
это время помогает маме и заботится о ней, чтобы ребенок вырос как
можно лучше. Когда ребенок подрастает, он может шевелить ручками и
ножками. Мама это чувствует, а папа может почувствовать, если положит
руку на мамин живот. Они оба очень радуются этому.
Когда ребенок подрастает еще и сможет сам дышать и питаться
молоком из маминой груди, тогда он через дырочку внизу маминого живота
выходит на свет — это называется «роды». Ребенок еще не слишком
большой, а дырочка растягивается. Чтобы помочь ребенку, мама
напрягается, и он выходит через дырочку на свет. Роды бывают в
специальном родильном доме. Там врачи следят за тем, чтобы ребенок
родился здоровым, и помогают маме. А папа ждет маму и ребенка дома,
покупает цветы и готовит все к их приходу. Потом мама кормит ребенка
молоком из своей груди, пока он не подрастет и не сможет сам пить и
жевать. (Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей:
(руководство для врача). – Л.: Медицина, 1986. – С. С. 282 – 283).
Получив такое объяснение, ребенок в последующем не раз
вернется к этим вопросам. В повторных объяснениях можно не только
помочь ребенку понять неясное, но и уточнить терминологию, расширив
круг медицинских обозначений (орган-трубочка — половой член, дырочка —
влагалище и т. д,).
Подобный рассказ может иметь много вариаций. Надо хорошо
подготовиться к таким ответам, чтобы не смущаться, когда дети зададут
вопрос внезапно, причем нередко в неподходящем месте (в трамвае,
автобусе и т. д.). В таких случаях им можно сказать, что ответ они
получат дома. Обещание необходимо выполнить, по возможности — в тот же
день. Следует выкроить для этого время и поговорить по-деловому и
непринужденно. |