В тот год сын должен был идти в первый класс. А моя хорошая знакомая, преподаватель математики, глядя на моего Димку, сказала:
- Как он будет учиться в школе? Прям, какой-то немтырь. Совсем мало разговаривает.
- Нормально он разговаривает и словарный запас слов у него хороший, и дикция нормальная.
Дима ходил в один из лучших детских садов города, но в связи с частыми разъездами, связанными с моей работой, я никогда не бывала на его детских утренниках, и не знала какое участие, он принимает в них. Правда, приносил иногда домой стишки, которые мы с ним заучивали для утренника - значит выступал. Воспитательницы никогда мне замечания в отношении сына не делали.
Я всегда покупала книги для детского чтения, на это никогда не жалела денег. Старалась, чтобы полиграфия была отличная, картинок много. Каждый день перед сном читала сыну. Видно , Дима в садике рассказывал, что ему читают дома, потому что воспитательницы часто просили принести ту или иную книгу, чтобы почитать детям. Это было время, когда хорошая книга была редкость.
Читать и писать до школы я не учила сына. Просто когда возвращались из детсада домой, играли с ним в слова. Поочередно называли друг другу слова, а потом говорили на какую букву начинается слово. Например, я говорила слово «карандаш», а Дима должен был ответить, что это слово начинается на букву «К» и т.д.
Счету учила тоже в виде игры и также по дороге из детсада. Задавала вопросы,интересные для мальчика. Вроде таких: сколько машин на остановке, сколько колес на машине, какой номер автобуса и т.д.
Вот такая была ненавязчивая домашняя подготовка к школе. В детсаду, конечно, готовили детей к школе. Да и хотелось, чтобы у сына потом в школе были новизна и интерес к обучению.
Но слова знакомой зародили во мне сомнения: а что, может быть, на самом деле мой сын плохо будет учиться в школе?
Как-то, пораньше зайдя за ним, я высказала воспитательнице свои сомнения по поводу его будущих успехов в школе. В ответ она улыбнулась мне и попросила меня заглянуть в группу.
Дети, были занятые игрой, не заметили моего присутствия. Воспитательница сказала:
- Я вам сейчас могут сказать, кто из детей будут не то, что хорошо учится в школе, а будут отличниками. Это ваш Дима и вот та девочка. Так, что ваши волнения напрасны. Вы никогда не были наших утренниках. Приходите на выпускной утренник и понаблюдайте за своим сыном.
Из детсада я вышла более-менее успокоенная. Решила, чтобы там на моей работе не было, но на последний утренник своего сына уж я точно пойду.
На утреннике дети пели, танцевали, читали стихи, потом были конкурсы. Дима принимал во всем участие и что, я совсем не ожидала от него, он выиграл конкурс что-то вроде веселых стартов, несмотря на свой рост – Кыш и два портфеля. И самое главное со стороны выглядело так, как будто мой сын привык быть если не первым, то в числе лучших. В какой-то мере я успокоилась, что двоечником уж точно не будет.
А еще после утренника я почувствовала, что в моей жизни подведена некая черта, как бы давая понять, что безвозвратно ушла прекрасная часть моей жизни, в которой было и плохое и хорошее, и печали и радости, но, несмотря на все трудности, результаты были неплохие. И главное из всего достигнутого – мой сын вырос хорошим мальчиком. Это дорогого стоит.
А впереди была школа.
Я отношусь к тем людям, которые многие вещи делают в последнюю минуту. Вот и документы Димки для школы я собрала только к пробному дню.
Школа была рядом в пяти минутах ходьбы от дома. Утром собравшись, мы с ним, опаздывая, побежали к школе.
Дети уже были по классам построены на праздничную линейку. Директор школы говорила приветственную речь. Я решила пройти позади строя детей, а после окончания линейки зайти к завучу с документами сына и узнать в какой класс его определять.
Я потихоньку с ним продвигалась поближе к крыльцу. Когда мы проходили мимо первоклашек, увидев в моей руке папку с документами, меня остановила учительница:
- Вы еще не записали вашего сына в школу?
- Нет.
- Давайте вашу папочку, я сама сдам её завучу.
И она поставила моего сына в строй своего класса. Так, не спрашивая моего мнения, первой учительницей моего сына стала Ремизова Нина Андреевна. Как слепой курице зерно, так и нам достался один из лучших педагогов городе.
За десять школьных лет Димы я поняла, что главное качество педагога - это умение разговаривать с родителями ученика. Особенно классный руководитель должен быть тактичным, деликатным человеком. Уметь указать на недостатки ребенка, при этом понимать, что для родителей он если ни лучший, то любимый и дорогой человек. Вот Нина Андреевна умела так говорить о проблемах учеников, что почти все родители, а это около 40 человек посещали родительские собрания. Забегая вперед, хочу сказать, что за все последующие годы учебы сына, я никогда больше не видела такого высокого процента присутствия родителей на собраниях.
Но выводы были впереди, а у нас первый класс. Сын воспитывался без помощи бабушек, дедушек, поэтому с 1 сентября я взяла отпуск и начала учиться вместе с ним.
Детсад со своим распорядком дня закончился. Теперь надо было думать, как кормить с утра, что дать в школу на завтрак, что будет кушать, когда придет с продленки, в которой конечно были школьные обеды. С завтраками в школу просто решилось – обязательно яблоко и несколько печений. Утром покормить тоже не проблема, а вот когда приходит с продлёнки и меня еще 1,5-2 часа ещё нет дома – это уже был вопрос. Микроволновок тогда не было. Чтобы пользоваться газовой плитой, надо было доверить спички, а на это я не решилась. Всё-таки, спички для семилетнего мальчишки, который будет некоторое время дома один, слишком большой соблазн. Да и супчик сам себе ребенок разогревать не будет. А перекус как полдник нужен. Стала варить кисели, компоты, покупать такие соки как яблочный и томатный, печь всякие пироги, пирожки. С утра налью большую кружку компота, положу на тарелку кусок пирога, накрою все это и сын, придя со школы, спокойно перекусывал до ужина.
Возникла еще одна проблема. В школе все-таки ни такой тотальный контроль как в детсаду и первоклашки часто болеют простудными заболеваниями. Набегаются, вспотеют, а потом холодную воду из крана напьются, отсюда ангины, бронхиты. Пришлось бутылочку с водой из дома давать, чтоб не пил воду из крана.
За месяц я должна была приучить его обращаться с дверным замком. На шею ему повесила ленточку с ключом, наверно так многие мамы поступают. Продлёнка в школе заканчивалась раньше, чем я возвращалась с работы.
Димка, как все дети, был непоседой. На одном месте усидеть ему было трудно. И перед школой я постаралась объяснить, что на уроке 45 минут не болтать, не вертеться и слушать только то, что говорит учитель и отвечающие ученики. А вот перемены – это твоё время. Можешь и побегать, и поиграть с ребятами. И еще сказала, что в классе много учеников, и если каждый по одному слову скажет и урок уже закончится и учительнице не будет время вас учить, а будет только успокаивать вас.
Единственная просьба, с которой я обратилась к учительнице – это посадить сына за первую парту, так как он был маленького роста.
Хоть и купили маленький портфель, все равно он его перетягивал. Первого сентября, когда возвращался домой со школы, хотел перепрыгнуть через небольшой арык и всей своей праздничной красотой оступился в грязь. Пришел домой такой, что «Тайд» не поможет.
И мой личный опыт первого класса не очень пригодился так, как стали писать шариковыми ручками, каллиграфия поменялась, методика преподавания новая, объяснение и по математике, и по русскому языку стал делать по-другому. Хоть конечно дважды два четыре как было, так и осталось, но чтобы сына не путать своими объяснениями я первые дни часто ходили в школу к учительнице, и просила, чтобы она мне всё объяснила, что и как говорить, если у него возникнут вопросы по домашнему заданию.
Первые дни он даже не запоминал, что задают сделать дома. Потом как-то наладилось. Но как и каждый ребенок, Дима старался облегчить себе жизнь и что-то пытался не делать из домашних заданий. На первом месте стояло нежелание учить стихи. На вопрос - что по чтению задали, он отвечал - надо прочитать еще раз заданный ранее текст. Дневников у них еще не было, и я верила ему на слово. Но вся беда моего сына, заключалась в том, что я, выйдя на работу, каждую субботу приходила в школу и просила учительницу говорить все проблемы, которые возникали у неё с моим сыном в течение недели. Ложь вылазила наружу и за этим еще следовало наказание – нет прогулок воскресного дня. Да и стих всё равно приходилось учить. Один, два раза такого горького опыта хватило моему сыну перестать увиливать от стихов.
В одно из моих субботних посещений школы, я спросила учительницу:
- Почему у сына четверка по чтению. Вроде читает нормально. Может, что ни так, а я не в курсе дела.
- Читает он всё правильно и хорошо, но тихо, а класс большой и на последних партах его не слышат. Сколько не прошу читать его громко, всё остается без изменений.
- Тогда скажите ему перед всем классом, что он будет получать четверки, пока не начнет читать громче.
- Что-то мне жалко так ему говорить – такой хороший ученик.
- Скажите. Это в его силах преодолеть себя.
Замечание Диме было сделано, и он стал так громко читать, что Нине Андреевне приходилось его урезонивать.
А по письму у него хуже всего получались хвостики у «у», «з», «д». Сколько он с ними мучался. Мне стало жаль его. Прочертила слабую линию карандашом, чтоб было видно, где надо этим противным хвостикам кончаться и, стоя около него, стала говорить:
- Пока веди прямую линию, теперь закругляй и веди её до пересечения с линией строки и поднимай выше.
Раз десять пришлось повторить эту фразу, но результат не замедлил сказаться – противные хвостики стали походить на своих собратьев в прописи.
С математикой проблемы начались, когда стали решать задачки. Не решается и весь сказ.
- Ну, давай неси учебник и читай вслух условие задачи.
Читает задачу в одно действие. Решить не может. Начинаю сама ему читать, а сын глаза в потолок и полное отсутствие на лице – как будто я в школе учусь, а не он. Пять раз прочитаем, а толку нет. Вот не хочет думать.
Тогда я сказала:
- Перескажи условие задачи.
Оказывается условие задачи пересказать не может, потому что читает и не думает о чем читает. Я удивлялась – как так можно? Но задачи решать надо. И стала все задачи переводить на яблоки и копейки. Еще для наглядности на столе всё раскладывали, как требовалось в условии задачи. И дело сдвинулось с мертвой точки. Задачи стали решаемые.
И главным принципам учебы сына стало то, что все домашние задания любимых и не любимых предметов должны выполняться. Я перед школой ему сказала, что твоя учеба - это твоя работа, твои оценки – твоя зарплата.
Если мы с папой будем плохо работать, значит, у нас будет мало денег, и мы не сможем покупать тебе игрушки, велосипеды, ездить в отпуск к бабушке и кушать всякую вкуснятину: шоколадки, мороженое ...
Мы с папой стараемся и он так же должен стараться и работать как можно лучше.
Еще в запасе была у меня одна фишка, чтобы сын старался учиться хорошо.
Родители мужа жили в собственном доме. Канализации не было и, как говорят, все удобства во дворе. Два раза в год приезжала ассенизационная машина и очищала выгребную яму туалета. Сын как-то попал на тот момент, когда происходил акт очистки. Не тронь - не завоняет. Это точно про данную ситуацию. Вонизм невероятный. На сына это произвело жуткое впечатление.
И вот, когда Димку одолевал очередной приступ лени и огромного желания побегать на улице вместо выполнения домашнего задания, я произносила фразу:
- Да не учись. И так свой кусок хлеба найдешь, с голоду не умрешь. Вот будешь работать ассенизатором.
Слово звучит интересно, а сути Дима не понимал и поэтому поначалу ответил с вызовом:
- Ну и буду работать!
Пришлось разъяснять, что это за профессия и напомнить, чем занимается ассенизационная машина.
И Димка сменил свою позицию. Чистить выгребные ямы в туалете не привлекало его. Лучше хорошо учиться и стать летчиком.
Не знаю, как у кого, но на моего сына эти беседы подействовали, и он хорошо учился.
Да и дома мы все серьезно относились к его учебе, понимая, что хорошо учиться - это большой труд.
Валентина Круглова