Навруз в переводе с фарси означает «новый день» - самый большой из всех
праздников поклонения Солнцу и огню, отмечавшийся три тысячелетия назад
по солнечному календарю 21 марта - в день весеннего равноденствия.
Навруз, связанный с солнечным календарем, который появился у народов
Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, не имеет ничего общего с
мусульманским новым годом. Мусульманский календарь - лунный.
По нему
новый год начинается в месяце мухарам, первый день которого не совпадает
с началом нового года - он ежегодно сдвигается на 11 дней назад. Уходя
своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и
Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и
стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В
СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы,
таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен
государственным праздником, а 21 марта - выходным днем.
Как же
справляется Навруз? Примерно за две недели до праздника на блюдах
высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны
достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения
новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются.
Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для
праздничного блюда. Примерно за неделю до Навруза хозяева стараются
привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Обязательно
стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех
подверженными сглазу, а вода все должна смыть.
Еще до ислама неделя
перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали,
делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки,
которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его
носка определяют - останутся они в родительском доме еще на год или
переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением
Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в
зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора
определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для
подслушивающих, так и для хозяев.
Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья
собирается за освещенным столом. Стол на Навруз накрывают особый и
называют его «хафт-син». Обязательно на столе должны быть семь (хафт)
продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена
руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина -
санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Кроме
того, на стол ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи,
которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательны большой
праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать
зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух,
молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца.
В древности каждая из
составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб
членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
Готовится плов. Но главными на столе будут гуджа и сумалак. Эти блюда
готовятся раз в год и только на Навруз. Начинают их готовить с вечера.
Все женщины в большой семье, а в городах - соседки, собираются у
огромных котлов, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не
пригорело. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса,
причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумалак - это
халва, приготовленная из проросшей пшеницы с небольшим добавлением муки и
сахара.
Утром каждая женщина отнесет домой свою долю от общего котла -
до следующего Навруза. Пришедшим гостям хозяин протягивает блюдо с едва
проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к
возрождению всего живого. На улицах выступают артисты: и
профессиональные, и самодеятельные. Звучат шутки, соревнуются
острословы, выступают клоуны-масхарабозы, звучат песни. А когда
наступает вечер, на улицах зажигаются многочисленные костры и через них
прыгают все желающие. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а
утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в
домашнем кругу.