Ничего из того, что я учил в школе, мне в жизни не пригодилось. Я
много лет проработал инженером в проектных институтах, но школьные
физика, химия, математика оказались ни к чему. Все расчеты велись по
таблицам. Инженер на производстве – это, прежде всего, организатор.
Мастеру, начальнику цеха, прорабу ни к чему физика, математика,
сопромат и т. д. Главное для него – это управлять людьми и
организовывать производство. Этому меня в инженерном институте не учили.
Даже и предмета такого не было. Не думаю, что такие предметы изучают
сегодня. О гуманитарных науках лучше и не говорить. История СССР
оказалась сплошным враньем. География изменилась до неузнаваемости.
Общая история была сконцентрирована вокруг Европы. О том, что в Китае,
Индии, Японии тоже что-то происходило, почти не говорили. О логике
исторического процесса – тоже. Единственное, что в школе делали хорошо,
– это прививали отвращение к русской классической литературе. Я (и
думаю, что не только я) вышел из школы в твердой уверенности, что вся
русская классика – это унылое, убогое, никому не нужное говно. А многие,
думаю, сохранили эту убежденность и по сей день. Мне не попалось
ни одного социологического исследования на тему связи школьных успехов и
успехов в жизни. Да и есть ли такая связь? А интересно было бы
проследить судьбу школьников одного класса и выяснить, как устроились в
жизни отличники и троечники. Боюсь, что результат окажется не в пользу
отличников... Единственный школьный предмет, который мне в жизни
пригодился, – это английский. Конечно, нас учили произносить «твенти», а
не «твани», наши учителя не в состоянии были понять обычную речь
англичанина, не говоря уже об американце, а уж тем более южанине, а уж
тем более негре. Но основы лексики и грамматики давали, и тот, кто
хотел, мог потом добрать самостоятельно или на курсах. Если бы это зависело от меня, вот какие предметы я бы ввел в школьную программу. Искусство
здоровой и правильной жизни – навыки правильного питания, спорта,
гигиены, организации повседневной жизни. Первая помощь, распознавание
основных болезней. Помощь пожилым и больным. Экономика – методы
мошенничества и защита от него. Как распознать мошенника? Банки и ссуды,
ведение семейного и личного бюджета, формы вложений – акции, облигации и
т. д. Искусство дачи и получения взяток. Откатная экономика. Сколько
денег нужно реально для жизни, и где их взять? Понятие об оптимальном
количестве денег. Психология. Навыки поведения в производственном и
учебном коллективе. Отношения с родителями. Особенности возрастной и
гендерной психологии. Компьютеры и Интернет. Способы бесплатного скачивания контента, компьютерная безопасность. Основы
профориентации. Виды деятельности человека, способы оплаты. Рабочие
профессии, инженерные, научные, творческие. Привести на занятие
родителей, пусть расскажут о том, чем они занимаются. Самооборона.
Основные приемы самообороны. Дзюдо, карате, самбо. Психологические
способы противостояния преступнику. Для женщин – как вести себя при
попытке изнасилования. Основы создания личного имиджа. Гармония
внешности и личности. Подбор парфюмов, косметики, одежды, выбор стиля
поведения, работа над голосом, мимикой, взглядом. Осанка, походка,
выражение глаз. Костюм и его составляющие. Искусство. Как слушать
музыку и смотреть картины, как читать литературные произведения, и зачем
это вообще нужно? Зачем нужно читать книги вообще и стихи в частности?
Виды и жанры литературы, музыки, изобразительного искусства. Зачем
ходить в музеи и на выставки? Религия. Основы христианства,
буддизма, ислама, иудаизма. Правила поведения в церкви, мечети,
синагоге, буддийском и синтоистском храмах. Философия. Место человека в мире. Практические способы достижения гармонии личности и окружающего мира. Обществознание.
Права и обязанности граждан. Способы защиты своих прав: жалобы, подача в
суд, обращение к общественности. Как гражданину узнать о своих правах?
Адвокаты и их функции. Права и обязанности милиции/полиции,
спецназа. Чиновник любого ранга, вплоть до президента – это избранный
гражданами обслуживающий персонал. Основы общения с госслужащими. Действия в экстремальных ситуациях: пожар, наводнение, землетрясение, бомбежки, война, семейный скандал. Марьян Беленький, эстрадный драматург, автор монологов Клары Новиковой,
Геннадия Хазанова, Яна Арлазорова, переводчик, журналист |