…День и ночь вы будете стирать и гладить, вытирать попки, менять памперсы; лечить сопли, скарлатину и разбитые коленки; непрерывно готовить и кормить своих детей; мыть посуду и опять готовить; зашивать штаны и рубашки; и, наконец, отчаянно завидовать бездетным подругам, которые могут позволить себе все что угодно…
В самом деле, зачем тратить жизнь на орущее и назойливое
создание, если можно без этого обойтись? Заниматься карьерой,
развлекаться вовсю, позволять себе рискованные путешествия и
экстремальные увлечения, дарить всю любовь супругу, а не разменивать ее
на многочисленное потомство. Человек волен распоряжаться своим телом, а
не следовать дремучим инстинктам продолжения рода, как дикари или звери.
Живи сам и дай жить другим. Новая мода, новый стиль жизни – «чайлдфри»,
свобода от деторождения.
Сама по себе бездетность, как жертва биологической
функции в пользу высших ценностей – не новость. Монашеские ордена,
многочисленные секты скопцов, аскеты и подвижники всех мастей. Традиция
благородных семей России и Европы – отдавать потомство в руки кормилиц,
нянек и воспитателей, дабы родители могли без помех посвящать себя
светской жизни – тоже вариант «чайлдфри». Но только к концу двадцатого
века идеология замахнулась на необходимость продолжения рода, как норму.
Изначально движение выросло из радикального феминизма.
Отстаивая свои права и свободы, дамы решили освободиться и от женского,
самочьего предназначения. «Я не хочу, чтобы во мне видели только матку,
утробу для вынашивания эмбриона и груди для вскармливания младенца» -
говорит одна из участниц сообщества «http://community.livejournal.com/ru_childfree»
и ее можно понять. Вспомним Наташу Ростову: «Она пополнела и поширела
так, что трудно было узнать в этой сильной матери тонкую, подвижную
Наташу… Теперь часто видно было одно лицо ее и тело, а души вовсе не
было видно. Видна была одна сильная и плодовитая самка».
Стиль жизни последних десятилетий – гедонизм, получение
удовольствий – от обеспеченности, вкусной еды, приятного секса,
послушной техники, престижных вещей и действий. «Культивация и
удовлетворение потребностей», как писали Стругацкие. Среди прочих
достижений цивилизации – гуманная и безопасная контрацепция. Не иметь
детей стало сперва просто, а затем - модно. И по закону общества белые
вороны начали сбиваться в стаи, дабы не чувствовать себя одинокими и
успешно заклевывать черных собратьев.
Кто они – люди «чайлдфри»? Первое
впечатление, складывающееся у многих (и у автора статьи, увы, тоже) –
инфантильные, балованные или недолюбленные родителями гламурные девушки
(реже юноши) 18-25 лет из породы «офисного планктона». Их возмущают дети
в магазинах, самолетах и поездах, бесит необходимость «содержать на
свои налоги» матерей-одиночек, многодетные семьи и школы, приводят в
ярость любые намеки класса «пора рожать». Дебаты «почему я должна
уступать место беременной», «дети - жертвы эгоизма родителей», «даешь
стерилизацию по собственному желанию» собирают обширную публику, коя с
удовольствием поливает друг друга грязью. Рвение неофитов вполне
понятно, но для «детных» членов общества аргументы и принципы «чайлдфри»
выглядят по меньшей мере дико.
На деле ситуация чуть другая. Среди «идейно бездетных»
достаточно людей среднего возраста, успешных и состоявшихся. Как ни
удивительно – они помогают детским больницам, приютам, некоторые
работают учителями и преподавателями. И отказ от продолжения рода для
них – не подростковый негативизм, а жизненная позиция, заслуживающая
уважения. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается
свобода другого. В сообществе был использован красивый аргумент –
необходимость исполнить биологический долг сравнили с обязательным
призывом в армию. Мы же не осуждаем мальчиков, кои прилагают все усилия
дабы, уклониться от исполнения долга перед Отечеством. Тем паче, что
достаточно ребят, идущих в солдаты добровольно и с радостью.
Зачем они это делают? В аргументах
«чайлдфри» можно выделить несколько основных доводов. «Это практично».
Можно тратить все ресурсы на себя и своих уже существующих близких. Не
придется содержать лишний, полностью зависимый рот, ограничивая себя.
Сохранится здоровье, уцелеет фигура, организм избежит девятимесячного
стресса.
«Это гуманно». Дети не виноваты в том, что их родителям
захотелось размножиться, полюбоваться первой улыбкой и получить стакан
воды на смертном одре. Вероятность того, что папы-мамы не станут лепить
из чада свое подобие, учить «думай, как я» и делать бедняжку своей
полной и неотъемлемой собственностью стремится к нулю. Родительская
любовь слепа, зачем добровольно лишать себя зрения?
«Это удобно». Собака или попугайчик подарят не меньше
любви, чем младенец, но потребуют куда меньше ответственности и заботы.
Нет помех для секса, времяпрепровождения и комфортного быта.
«Я не люблю детей». Просто и честно.
«Детей не следует рожать потому, что…» - масса
малоприятных псевдонаучных фактов по соционике, экономии, экологии,
демографии и т.д. Выглядит достаточно сомнительно, но охотно берется на
вооружение неофитами, чем портит отношение к «чайлдфри» в целом.
Их противники В социуме – все
традиционные религиозные конфессии. Папа Иоанн-Павел II постановил, что
женатые пары, не желающие иметь детей, подлежат осуждению. Служители
католической церкви называют «чайлдфри» зараженными и бесплодными
язычниками. Позиция православия вряд ли отличается в лучшую сторону.
Новые «церкви» типа «Кибер-Церковь Иисуса» - ее последователи не желают
иметь детей подобно тому, как не имел их Христос – традиционными
религиями воспринимаются как секты наравне с адвентистами или «Белым
Братством».
В обществе – бОльшая часть «размноженцев». Позиция, что
право на жизнь имеют только молодые, здоровые и независимые индивиды,
обычно не встречает поддержки у остальных членов общества. А
дискриминация людей по возрастному признаку ничем не лучше разделения по
цвету кожи, национальности, вероисповеданию и т.д.
Впрочем, попытки выставить «чайлдфри» как организацию
истеричных абортирующих девиц и безответственных донжуанов тоже выглядят
неаппетитно. История бедной Лизы XXI века, которую жестоковыйный Эраст
убедил прервать беременность посредством группы поддержки из антидетской
коалиции читается с тем же пафосом, что и оригинал Карамазова.
Частное мнение На взгляд автора
увлечение «чайлдфри» не отличается от погружения в восточную философию,
филателию или ролевые игры. Часть общества ощутила себя «иными» и
сбилась в кучу по некому важному для них признаку. Полагать, что с
течением времени эта тенденция захватит общество и всерьез повлияет на
демографическую ситуацию – смешно. Законы природы еще никто не отменял,
большинству людей по тем или иным причинам хочется плодить себе
подобных. «Любить детей» не значит «рожать детей» – Макаренко,
Монтессори и Януш Корчак тоже были одиноки. А принцип «живи сам и дай
жить другим» работает в обе стороны. Пока «чайлдфри» не пробьют законов о
недопуске лиц младше 16 лет в автобусы, самолеты и рестораны, они не
мешают нам жить и остаются не более, чем одним из многих курьезов
развития общества XXI века.
Ника Батхен |