Основными особенностями характера узбекской семьи
является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по
возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из
нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на
земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает
чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям
является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать
приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости,
желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За
руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами,
сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и
сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия
традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В
сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за
один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться
красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в
жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое
указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.
Обряды. Обряды узбекского народа
складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных
навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в
этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к
родоплеменным патриархальным отношениям. Большое число обрядов
сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка,
свадьбами, похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением
и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием
(фатиха-туй, свадьба). Часто они представляют собой переплетение
исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической
практикой. С принятием ислама многие семейно-бытовые обычаи претерпели
его влияние, и в жизнь узбеков вошли мусульманские религиозные обряды.
Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети
общим намазом (молитвой). Патриархальные обычаи продолжили свое
существование в общественной жизни, которая сосредоточивалась в мечети,
чайхане, на базаре и в которой принимало участие исключительно мужское
население.
Бешик-туйи. Бешик-туйи
("деревянная колыбель") - ритуальное празднество, связанное с первым
укладыванием младенца в колыбель. Это один из самых древних и
распространенных в Узбекистане обрядов. Обычно такое мероприятие
проводится на 7-й, 9-й, 11-й день со дня рождения младенца. В различных
областях ритуал имеет свои особенности и зависит от степени достатка в
семье: богатые семьи обычно отмечают это событие широко, а семьи с малым
достатком проводят его скромно. Бешик ("колыбель") и необходимые для
младенца принадлежности предоставляются родственниками матери младенца. В
дастархан (скатерть) заворачиваются лепешки, сладости и игрушки.
Родителям младенца, его дедушкам и бабушкам готовятся подарки. Богато
убранный бешик, дастурханы, подарки грузятся в транспортное средство и
вместе с гостями под звуки сурнайя, карнайя и бубна отправляются в дом
родителей. По традиции привезенный бешик сначала берет на правое плечо
дед младенца, а затем передает на правое плечо сына, который затем
относит его матери младенца. В прошлом, чтобы все помыслы гостей были
чистыми и хорошими, лица обмазывали белой мукой. Гости приглашаются в
гостиную к богато убранному дастархану (столу) и пока гости угощаются,
слушают музыкантов и веселятся, в соседней комнате в присутствии старых
женщин проводится церемония пеленания ребенка и укладывания его в бешик.
В конце церемонии гости заходят к младенцу, чтобы взглянуть на него,
преподносят ему подарки и сыплют на бешик парварду или сахар. На этом
церемония заканчивается, и гости расходятся по домам.
Хатна-килиш. Хатна-килиш - еще
один древний узбекский обряд, освященный исламом (суннат туйи). Этот
обряд проводится у мальчиков в 3, 5, 7, 9 лет, в редких случаях - в
11-12 лет. Проведение сунната контролируется со стороны общественности. С
момента рождения мальчика родители начинают приготовления к
суннат-туйи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев
до ритуала, который часто называют также "свадьба" ("туй"), начинаются
непосредственные приготовления к нему. Родственники и соседи помогают
шить одеяла, готовить свадебные подарки. Все это поручается сделать
многодетным женщинам. Перед свадьбой читается Коран в присутствии
старцев из махалли, имама из мечети и родственников. Накрывается стол,
после чего читаются суры из Корана, и старцы благословляют мальчика.
После этого начинается большая "свадьба". Перед самой "свадьбой" на
мальчика в присутствии соседей, старцев, родственников надевают подарки.
В прошлом принято было дарить жеребенка, на которого мальчика усаживали
в знак того, что отныне он мужчина - воин. Все поздравляют мальчика и
осыпают его деньгами и сладостями, затем все это продолжается и на
женской половине. В тот же день в кругу женщин проводится "тахурар" -
укладывание одеял, подушек на сундук, что обычно выполняется многодетной
женщиной. Обильное угощение, включающее плов, завершает ритуальное
действие. Согласно традиции после плова вечером во дворе разводится
большой костер, и вокруг костра люди танцуют, устраивают различные игры.
На следующий день празднество продолжается.
Фатиха-туй (помолвка). Бракосочетание
проходит с разрешения и благословения родителей и проводится в
несколько этапов. Когда сын достигает совершеннолетия, родители начинают
искать для него подходящую девушку. В этот процесс включаются близкие
родственники, соседи, друзья. Найдя девушку, тети по матери или отцу
приходят в дом девушки под каким-либо предлогом, чтобы посмотреть на
нее, познакомиться с родителями и с домашней обстановкой потенциальной
невесты. После этого соседи и знакомые расспрашивают о семье избранной
девушки. В случае положительных отзывов засылаются свахи. Одной из
основных процедур при сватании является "фатиха-туй" (помолвка или
обручение). Свахи назначают день обручения. В этот день в доме девушки
собираются известные в округе старики, председатель махалли, девушки.
После того, как посредники изложат цели своего прихода, начинается обряд
"нон синдириш" (буквально "ломать лепешку"). С этого момента молодые
считаются обрученными. "Фатиха-туй" заканчивается назначением дня
бракосочетания и свадьбы. Каждому из посредников вручается дастархан с
двумя лепешками, сладостями, а также передаются подарки со стороны
девушки жениху и его родителям. По возвращении посредников в дом жениха у
них из рук принимают подносы с подарками и начинают обряд "сарпо курар"
(смотрины подарков). Дастархан обычно разворачивается многодетной
женщиной. Все собравшиеся угощаются принесенными из дома невесты
печеньем, сладостями. Эта церемония завершает ритуал обручения. С
момента "фатиха туй" и до самой свадьбы родители молодых решают вопросы с
приданным и организационные вопросы, связанные со свадебным торжеством.
За несколько дней до свадьбы у девушки проводился обряд "киз оши"
(девичник), на который девушка приглашает своих близких и подруг.
Свадьба. Свадебный обряд
традиционно имеет в жизни узбеков исключительно важное значение и
отмечается особенно торжественно. При наличии общих черт он имеет свои
особенности в различных областях. Основным моментом свадебного цикла
обряда является переход невесты из дома родителей в дом жениха. В день
свадьбы в доме у девушки устраивается свадебный плов, который готовится в
доме жениха и отправляется к невесте. Такой же плов устраивается и в
доме жениха. В день свадьбы имам мечети читает молодым "Хутбаи никох"
(молитву о бракосочетании), после которой молодые объявляются мужем и
женой перед богом. Имам объясняет молодым права и обязанности мужа и
жены. Обычно после совершения никоха молодые едут в ЗАГС для регистрации
своего гражданского брака. В день свадьбы у невесты на жениха надевают
сарпо (одежда и обувь, подаренные к свадьбе), после чего жених с
друзьями отправляются к родителям невесты для приветствия. После
возвращения жених с друзьями приезжает и невеста. Перед отправкой в дом к
жениху у невесты проходит обряд прощания с родителями. Ее сопровождают
близкие подруги. Они поют песни ("Уланлар" и "Ёр-ёр"). Со встречи
невесты в доме жениха и начинается свадьба. По окончании свадьбы жених
сопровождает невесту до дверей комнаты, отведенной для молодых. В
комнате невесту встречает "янга" (обычно близкая к невесте женщина),
невеста переодевается и готовится к встрече жениха, находясь за
занавеской ("гушангой"). Через некоторое время жених в сопровождении
друзей появляется у входа в комнату и в сопровождении "янги"
направляется к занавеси, где его ждет невеста. Для входа к невесте он
должен символически выкупить её у "янги", для чего устраивается торг.
После этого жених и невеста остаются одни на ночь. Рано утром начинается
обряд "Келин саломи" (приветствие невесты). К началу обряда во дворе
собираются родители жениха, все близкие родственники, друзья жениха и
ближайшие соседи. Все по очереди подходят к невесте с пожеланиями,
подарками и благословениями. Невеста обязана приветствовать каждого,
низко кланяясь в пояс. Так заканчивается праздник и начинается семейная
жизнь.
Утренний плов. Обряд утреннего
плова проводится во время свадьбы ("суннат-туйи" или бракосочетания) и
при поминках (через 20 дней и через год со дня смерти). Устроители
свадьбы назначают день и время утреннего плова, предварительно
согласовав его с общественностью махалли или квартального комитета. На
этот день рассылаются приглашения родственникам, соседям и знакомым.
Вечером проводится обряд "сабзи туграр" - шинкование моркови, на который
обычно приходят соседи и близкие родственники. После окончания "сабзи
туграр" все участники приглашаются к столу. Обычно на сабзи туграр
приглашаются и артисты. За столом во время угощения старейшины
распределяют обязанности между присутствующими. Утренний плов должен
быть готов к моменту окончания утренней молитвы - "бомдод намози", т.к.
первыми гостями должны быть её участники. К моменту окончания утренней
молитвы звуки карная, сурная и бубна оповещают, что утренний плов
начался. Гости усаживаются за столы и после совершения фотихи
(пожелание) подаются лепешки и чай. Лишь после этого подается плов в
ляганах (большие блюда) - один на двоих. После трапезы ляганы убираются,
гости опять творят фотиху и, выразив благодарность хозяину, уходят.
После их ухода столы быстро приводятся в порядок к приему новых гостей.
Утренний плов обычно длится не более полутора-двух часов. Все это время
приглашенные артисты исполняют песни. После окончания утреннего плова
почетным гостям преподносятся подарки - обычно это чапаны (национальные
мужские халаты). Поминальный плов отличается от праздничного плова тем,
что гости, сев за столы, читают суры из Корана и поминают умершего.
Завершается трапеза также чтением сур из Корана. При поминальном плове
артисты не приглашаются, и столы накрываются скромнее, нежели при
праздничном плове. Следует отметить ту особенность, что праздничный плов
и поминальный плов обслуживается только мужчинами. |