Один российский производитель одежды рассказывал, что его итальянские партнеры удивляются манере одеваться наших соотечественников: «Ваши люди всегда в новом. Человек приходит на переговоры в новом костюме, с новым портфелем, ручкой и телефоном. Через три месяца встречаемся – опять все новое . Мы не понимаем, он кто?»
«Если у тебя старый портфель, добротные, но ношеные, дорогие, но аккуратные, ухоженные вещи, итальянцу это говорит о том, что твое богатство пришло не вчера, что ты заключил много сделок, что у тебя есть опыт, репутация, значит, тебе можно доверять, значит, с тобой можно иметь дело».
Сами же итальянцы, по его словам, очень долго носят одежду, это своего рода повод для самоуважения. «Когда мне в первый раз итальянец сказал: "Этому пальто 15 лет! А этот костюм я 12 лет ношу!” – для меня его гордость была непонятна, – рассказывал мой собеседник. – А потом я понял, что это своеобразный "статусный символ” – он имел в виду, что еще 15 лет назад он мог себе позволить пальто из такой качественной шерсти».
В последнее время я работала на телеканале «Успех» в передаче «Кадры решают». Это реалити-шоу: человек устраивается на работу, а процесс собеседования снимают. А потом три эксперта смотрят запись, оценивают его поведение. Один – с точки зрения кадрового рынка, другой – невербальные коммуникации, а третий эксперт – стилист – смотрит на то, как он одет. Задача стилиста понять, насколько одежда человека отражает то, что он с собой несет. Понимает ли он себя и понимает ли должность, на которую он претендует? То есть стилист расшифрует информацию, которую человек вольно или невольно закодировал в своей одежде.
ПОГОНЫ ОТ HUGO BOSS Вначале одежда исключительно прикрывала части тела от холода или стыда, но потом стала активным средством самовыражения. И если в подростковом возрасте мы надеваем на себя то, что привлечет наибольшее внимание, то чем взрослее и старше мы становимся, тем осмысленнее становится этот процесс. Мы сами выбираем художественный беспорядок или респектабельность, мышиные серые краски, которые помогут нам затеряться в толпе, или униформу, которая уравняет нас с окружающими. Что же одежда может про вас сказать?
Первое: это то, к какой корпоративной культуре вы относитесь и, соответственно, чего от вас ждать.
В иерархической культуре, где главное – доминирование и власть, одежда становится элементом конкурентной борьбы. В корпорациях человек может обедать дошираком, но купит себе дорогие ботинки и галстук.
Однажды мы с сотрудницами банка стояли в очереди на обед. При виде одного из молодых людей они зашушукались. «У него же галстук от Hugo Boss, – шепнули и мне тоже. – Ну и что? – Он же не может носить галстук Hugo Boss, потому что работает на седьмом этаже, а там сидят менеджеры».
То есть на седьмом этаже работают сотрудники, которые, условно, носят погоны лейтенантов, и для этого сотрудника надеть дорогой галстук все равно, что лейтенанту – генеральскую фуражку. Неуместно и вызывающе! Они имеют право только на никому не известные добротные немецкие или европейские марки. А на одиннадцатом этаже работают топ-менеджеры, и они как раз и носят Armani, Hugo Boss и т. д. И это их отличает! То есть ты смотришь на человека и сразу понимаешь, на какой он должности. Неважно, идет тебе или не идет, важно, сколько это стоит и где это куплено. Одежда служит неким «погонометром».
Кстати, есть неписаное правило: когда вы идете на собеседование, то обязательно нужно надевать одежду на ранг выше. Любой HR-менеджер или сотрудник кадрового агентства прекрасно эту кодировку знает.
Если вы работаете в конкурентной среде, где есть вертикаль, просто возьмите тетрадочку, не поленитесь, и составьте для себя список подходящих вещей и марок. Вопрос не в том, что вам нравится, это вообще никому не интересно в этом случае, вопрос в том, что нужно. В иерархии одежда исполняет функции униформы, в этом случае все визуально понятно.
В корпоративной культуре открытого типа каждый человек уникален и каждый стремится быть индивидуальностью. Например, однажды на тренинге одному мужчине не поверили, что он арт-директор, потому что он был в строгом пиджаке, а не в джинсах, без арт-объектов в качестве украшений. Но можно и в строгом костюме прийти! Иногда в бизнесе бывает важнее предъявить свою функцию, чем какой ты человек. Но в «открытом» случае можно показать и себя. Если вы мужчина, у вас может быть много разных галстуков, в том числе строгих, легкомысленных и даже дурацких. Ты такой, какой ты есть! Причем ты можешь меняться. Условно говоря, если бы ты рисовал свой портрет, то как бы он выглядел? Это то, что многие девушки делают, одеваясь каждый день по-разному: сегодня я муза в романтическом платьице, завтра я – бизнес-вумен в строгом костюме. Попробуйте посмотреть, какие у вас роли висят на вешалке! Неважно, мужчина вы или женщина.
ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШ ЗНАК! В синхронной культуре все просто. Что транслируют в мир спартаковские шарфы, металлизированные ошейники, значки, кожаные куртки? Это знак принадлежности. Как только ты это надеваешь, ты становишься частью чего-то большего. Я помню, как одна девушка мне рассказывала с удивлением, как хотела купить что-то черно-бело-розовое, и ее тут же спросили – ты что, эмо? А что такое эмо? Меня куда-то записали, а я не понимаю, куда.
Так бывает и с деловой одеждой. Недавно я прошла инициацию. Я была на форуме делового протокола, и мне пришлось сшить костюм. Настоящий, у портного, очень дорогой. Сшил он мне его тоже, впрочем, интересно. Он максимально пресек все мои попытки оставить в костюме частицы моего «я» – вместо оранжевой подкладки, как я просила, он сделал розовую, вместо оранжевой клетки – розовую. Но сидит он на мне хорошо. Когда меня знакомые увидели в пиджаке, мне сказали – добро пожаловать во взрослый мир. Хватит играть в вечного подростка! Так что пиджак – это тоже знак принадлежности к чему-то.
Но тут нужно быть очень внимательным. Мой приятель – фанат команды «Манчестер Юнайтед». У него все куртки – МЮ, и он купил себе часы МЮ, очень дорогие. Но когда в этих часах он потом пришел на собеседование, его собеседники не видели, что они МЮ, они видели только то, что они стоят 15 тысяч долларов. Ему сразу сказали: у нас нет работы для человека с такими материальными запросами. Напрасно он объяснял им, что он просто болельщик, и взял кредит, чтобы купить эти часы, на работу его не приняли.
Если приверженец синхронной культуры даже наденет деловой костюм, все равно у него будет какая-то деталь, которая будет выдавать его принадлежность к сообществу, будь то ручка или значок. Понятно, что для такого человека важнее всего – эмоции, коллектив, для него важнее быть среди своих, понятно, что он не любит иерархию, а любит работать в команде. Если этого нет, такой человек закисает очень быстро. С другой стороны, эти детали всегда показывают, как с ним надо общаться и о чем с ним говорить.
Представитель четвертого типа – фрилансер. Это человек, который вообще делает, что хочет. Там могут быть две крайности – либо дух противоречия, когда он ходит с красными волосами, в шелковом пиджаке и желтых носках. На здоровье! Вторая крайность – привет, программисты! Я одеваюсь так, чтобы мне было удобно работать. Художник в заляпанной робе выходит на улицу за сигаретами, ему все равно, что про него скажут. Одежда вообще для них вне фокуса внимания («в рукава засунул руки, оказалось – это брюки!»). Может быть, такой человек именно поэтому фрилансер, чтобы минимизировать все связи с офисом!
ПЕРЕВОД С ЯЗЫКА ОДЕЖДЫ Какая еще информация может быть закодирована в манере одеваться, кроме принадлежности к той или иной культуре?
Если брать психологию, то это, конечно же, комплексы. В одной из серий доктор Хаус выгнал с собеседования очень красивую и умную претендентку только оттого, что она была на каблуках. Проницательный Хаус усмотрел в этом комплекс и неуверенность в себе.
Посмотрите, какое сообщение несет ваша одежда с точки зрения таких категорий, как сексуальная привлекательность, доступность-недоступность. Есть ли у вас декольте, каблуки, как бы случайно не застегнутые пуговки, «заманиловки» вроде спадающих меж грудей цепочек?
Я знаю одного мужчину, которого не воспринимают сотрудники, но женщины очень любят. Пока я его не увидела, я не понимала, о чем идет речь. Оказалось, он – культурист, и пиджак на нем постоянно трещит и разлезается по швам от массы мускулов. Женщины млеют, а мужики над ним издеваются. От зависти, конечно же!
Одна из идей дресс-кода – именно нивелировать секс. Классический деловой женский костюм максимально скрывает фигуру. Но если у костюма из-под юбки видны красные кружева – это тоже послание, куда надо на самом деле смотреть.
Интересно посмотреть и на себя с точки зрения того, что вы транслируете и как на это люди отзываются. Например, приходит девушка с декольте до пупа, и при этом она уверяет, что она никаких сигналов не подает. А потом она жалуется: «Я не понимаю, почему начальник пристает именно ко мне?»
Была у меня одна коллега, которая делала карьеру и очень хотела производить впечатление деловой и серьезной сотрудницы. Ее повысили в должности, и она тем более старалась говорить умными словами. Но при этом ее абсолютно не воспринимали всерьез. То, как она была одета, провоцировало совершенно другое отношение к ней. Попробуйте представить себе девушку, одетую в абсолютно обтягивающие брюки-стрейч и водолазку. Она говорила, что не приемлет никакого проявления сексуальности, понимая под этим открытые плечи и короткие юбки, но при этом закрытая водолазка обтягивала ее настолько вызывающе, что она казалась раздетой. Когда она увидела себя на видео, когда осознала, как ее провожают взглядами, и отнюдь не как деловую женщину, она переоделась в деловой костюм.
Еще есть комплекс черного цвета. Я всегда в черном, я не выделяюсь. Но если на этом черном цвете яркие аксессуары, не заметить невозможно.
С комплексом по поводу своей фигуры бывают два варианта. Дородная тетка начинает носить обтягивающие юбки и водолазки, причем это смотрится так, как будто ее вещи вместе с ней выросли. Сообщение такое: пошли вы все на фиг. Я ничего не скрываю, я такая и этим горжусь. Другая крайность – это когда человек оделся в мешок. «Вы вообще не видите меня. Меня тут нет! Я спряталась!» Соответственно, истина лежит между этими двумя крайностями – скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.
Это захватывающая игра – считывать эту интересную информацию, декодировать, доходить до исходных сообщений. Просто будьте внимательней и наблюдайте!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Елена Рекунова,психолог-консультант
СОВЕТ ВЛЮБЛЕННЫМ Хотя одежда и не главное в отношениях, но кое о чем она может рассказать. Если вы познакомились с человеком и он вам вроде нравится, а вроде и не совсем, можно выполнить следующее упражнение: вспомните три-четыре места, которые вы посещаете достаточно регулярно. А теперь очень четко представьте себя в первом месте с этим человеком. Ну, пришел он к вам на работу, и все сотрудники это видят. Комфортно вам? Продолжаем со вторым местом, с третьим, четвертым. Затем анализируем результат.
Возможные варианты – везде классно. Ну и хорошо. Кандидат в любимые получил дополнительный балл. В одних местах комфортно, в других нет. Подумайте почему, можно ли что-то исправить? Если нет, то встречаемся строго в тех местах, где комфортно. Вариант на время. Везде некомфортно. Ну что тут скажешь. В фильме «Секс в большом городе» героини в одной из серий обнаружили, что у каждой из них есть мужчина, с которым невозможно и не хочется никуда ходить, но хорошо заниматься сексом. Возможно, это такой вариант.
Кстати, и о себе можно получить дополнительную информацию. Спросите своих друзей, где, в каких обстоятельствах, в каких ситуациях вы, на их взгляд, были максимально привлекательны. Вспоминаем место, о котором сказали несколько человек: в чем мы были, какую роль играли тогда? Я часто наблюдала, как в компании горожан, оказавшихся на природе, неожиданно выделялся какой-то человек, ранее незаметный. А тут он оказывался на своем вместе и всем нравился. Какое место ваше? Это можно использовать. ребенком.
Частые и интенсивные телесные наказания отрицательно влияют на психическое состояние и здоровье ребенка, они могут быть основной или сопутствующей причиной депрессии, тревожности и ряда других расстройств, причем не только у детей, но и у взрослых.
Один из самых деликатных и острых аспектов – связь телесных наказаний с сексуальностью. Моралисты и защитники розги тему обычно стыдливо обходят, зато ее широко обсуждают психоаналитики и литературоведы, особенно в связи с биографиями знаменитых людей, на всю жизнь сохранивших привязанность к порке. Кроме того, телесное наказание предположительно способствует возникновению и развитию садизма, мазохизма и эксгибиционизма.
Физическое наказание – весьма интимный психологический процесс, вызывающий у обоих участников сильное эмоциональное возбуждение, которое усиливается в ходе их взаимодействия. Очень часто это возбуждение изначально бывает сексуальным или же становится таковым в процессе порки.
Во-вторых, телесные наказания вызывают у ребенка чувство зависимости и беззащитности, которое усиливается унизительным оголением. Эмоциональное возбуждение в сочетании с чувством стыда легко вызывает у детей эротические переживания, которые у мальчиков проявляются в форме эрекции, а у девочек в виде оргазма (на последнее, в качестве аргумента против физического наказания девочек, обращал внимание уже Вольтер). Плюс – возбуждение от причиняемой боли.
В-третьих, телесные наказания часто бывают публичными, причем их восприятие имеет выраженную эротическую окраску. Упоение властью и зависимостью может быть одинаково притягательно, а отсутствие непосредственной физической боли может даже усиливать эротические реакции. Это один из главных «воспитательных» эффектов телесного наказания.
В-четвертых, и это самый сложный вопрос, как детский опыт сказывается на сексуальных реакциях, желаниях и сексуальном сценарии взрослого, не сделает ли его порка садистом, мазохистом, гомосексуалом, педофилом или эфебофилом (1)?
Единственная возможность минимизировать связанные с телесным наказанием психосексуальные риски – уважать телесную неприкосновенность ребенка. Но эти доводы разумны только для такого человека, который в состоянии контролировать свои агрессивные и сексуальные импульсы и рассматривает ребенка не как собственность, а как личность.