Когда-то моя подруга писала стихи — подростковые, надрывные, но трогательные. Мне они нравились — может, потому что соответствовали и моему испорченному пубертатом настроению, а может, и правда были талантливыми. Одно из них мне запомнилось — вернее, даже не все стихотворение, а его окончание:
Ну как мне понять, что все рядом, Но только вокруг никого!
Школа закончилась, мы с подругой разбрелись по разным вузам, и на том наши дороги тоже разошлись. А вот строчки эти в памяти остались и периодически всплывали. Потому что в мегаполисе миллионы людей тихо ненавидят ближних своих в пробках — особенно самых ближних, в соседних машинах, которых черт дернул поехать именно этой дорогой… В городе мы элементарно устаем от людей, от чужих голосов и лиц, от круглосуточного шума… И при этом катастрофически страдаем от одиночества.
Еще один из героев фильма «Ирония судьбы» сокрушался: «Мы перестали делать большие, хорошие глупости, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» А теперь можно еще и добавить: «Мы перестали общаться». Мы, вынужденные ежедневно общаться. Мы добровольно сократили свое общение до минимума. Или все-таки не совсем добровольно?.. В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ?
1. Одиночество в толпе — синдром мегаполиса, неприятное приложение к нему, плата за высокие зарплаты и бытовой комфорт. Город задает свой противоестественно быстрый темп жизни, когда общаться становится просто некогда. Утреннее «здрасьте» соседу в лифте, обмен новостями с коллегами на работе, обсуждение диеты с фитнес-тренером, усталое «привет-как-дела-все-хорошо», брошенное супругу перед сном…
А кроме того, происходит переизбыток контактов в течение дня. Возникает некая интоксикация поверхностным общением со случайными людьми, поэтому мы уже не можем принять общение настоящее, глубокое — дружеское, родственное, любовное. Ведь если днем объесться чипсов, вкусный домашний ужин просто не полезет в горло…
Когда нечто находится в переизбытке, оно обесценивается. Этот закон верен как для рынка, так и для отношений: чем больше вынужденных контактов, чем больше людей вокруг, тем меньше хочется видеть вокруг себя других. Вспомните, сколько снято фильмов, в которых герои оказываются на необитаемом острове и наконец-то начинают друг друга ценить!
2. Наше общество к общению не располагает — потребность в нем словно бы и не предусмотрена.
В советские времена были молодежные организации, кружки, дворовые компании… Теперь секция для ребенка — вопрос дохода родителей, а отпустить его без присмотра погулять по окраинному спальному району — все равно что завести в темный лес и оставить на съедение волкам. А ведь желание побыть среди своих у ребенка не исчезает, а к подростковому возрасту только возрастает, поэтому он сам находит себе компанию, иногда не самую лучшую.
Игнорируются потребности в общении и других возрастных групп: из дворов исчезли лавочки для пенсионеров, столики, на которых раскладывали домино и шахматы… У нас практически нет клубов для пенсионеров. И если лавочку во дворе можно поставить и самим, то помещение для встреч в холодное время года так просто не найдешь.
3. «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу»…
Человека можно представить как цветок с сердцевинкой и лепестками. Лепестки — эмоциональные привязанности, в идеале — к другим людям. Но если эти лепестки уже заняты, то для другого человека место не найдется. Помните Понтия Пилата и его любимую Бангу? «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, а в неживой объект: ноутбук, айфон… В этом году в Японии был зарегистрирован брак между 28-летним мужчиной и подушкой с изображением героини аниме! Для живого человека места рядом не остается. Наша эмоциональная привязанность достается техническим механизмам, а не людям.
4. Интернет-общение полезно и интересно. За одним-единственным «но»: если оно не вытесняет общение реальное. А именно это зачастую и происходит… «Общение» подразумевает не только обмен информацией через символы, будь то слова или смайлики. Есть то, что не может передать Интернет, даже дошедший в своем эволюционном развитии до «Скайпа»: прикосновения, запах, тепло другого человека…
Кроме того, дружба в офлайне «теплична» и безопасна. Поэтому-то его и предпочитают столь многие — так легче. Можно наврать с три короба, без объяснения причин поставить в игнор знакомого, да и самому можно в любой момент выйти из чата… Не формируются и столь важные навыки группового общения — поиск своего места, роли…
Особенно опасна подмена реального общения интернетовским для «неокрепших умов», то есть детей и подростков. В психологии есть такое понятие — «сензитивный период», что можно перевести как «Всякому овощу свое время». То есть определенные навыки должны формироваться в своем возрасте, если время упущено, то потом трудно его наверстать. Так и не научившийся вовремя общаться ребенок во взрослом возрасте столкнется с большими проблемами.
Интернет-общение должно быть дополнением общения реального, но не подменяющим его суррогатом. Ведь человек со временем начинает в виртуальную реальность верить больше, чем в настоящую. В тех же социальных сетях у кого-то в списке «друзей» можно увидеть по 500 — 700 человек. Что же это за дружба такая? Разве что суррогатная…
5. Система воспитания направлена в основном на развитие интеллекта, усвоение новой информации и умение оперировать ей. Но навыки общения никто не формирует — мол, сами возникнут, ребенок же учится не один, а с другими детьми…
Моя голубая мечта — чтобы в старших классах появился специальный предмет «Навыки здоровой коммуникации». На мой субъективный взгляд, жилось бы тогда потом во взрослом мире гораздо легче и приятнее.
Ведь дело в том, что общаться любим мы все. Потому что человек — стайное или стадное создание, не одиночка. Но при этом общаться мы в большинстве своем не умеем, поэтому гордо от этой потребности отказываемся. Как обиженный ребенок: «Ну и не надо, не очень-то и хотелось». Говорим, что «некогда», или начинаем убегать в виртуальное безопасное общение… А то и вовсе объявляем себя «самодостаточными личностями» и отказываемся от дружбы, брака, теряем родственные связи…
Ведь дело не в том, чтобы в смертный час кто-то стакан воды подал. Вдруг, как в анекдоте, и правда пить не захочется. Важно, чтобы и в течение всей жизни рядом был тот, кто может принести этот самый стакан или чашку чая… Тот, для кого ты и сам рад сделать что-то хорошее… Причем «просто так», как в детском мультфильме…
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Наталья Славашевич, практикующий психоаналитик
ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ
Эта «болезнь» — «одиночество в толпе» — носит характер скорее психологический, а значит, духовный. А такие известные добродетели, как вера, надежда и любовь решают и проблемы собственного одиночества, и способов его преодоления. Но… иногда на это не хватает сил, времени или опыта, своеобразного испытания жизнью, естественного хода вещей и событий, которые и учат людей такому опыту борьбы или смирения с одиночеством. Иногда мы должны быть одни, в дни ожидания любимых, в больницах или неволе, в путешествиях без спутников. Очень многие ищут его для отдыха и накопления сил, размышлений и поглощения знаний, а другие бегут от него в панике, кидаясь в сомнительные предприятия и компании, или «виснут» в виртуальной реальности. Чем искусственнее и обособленнее внутренняя жизнь человека, тем острее переживается чувство одиночества, если он стремится к людям, или тем больше у него наблюдается отгораживание от людей или противопоставление себя людям, чтобы как раз не испытывать неприятное чувство при объективном факте одиночества. Каждый человек в цивилизованном мире сталкивается с проблемой построения собственной системы бытия из контактов, связей и общения. человек должен многому научиться — пробовать, выбирать, общаться, испытывать трудности и предаваться излишествам, наблюдать, поддерживать и обрывать связи, испытывать и проявлять разные чувства и знать о своих пределах, чтобы создать себе комфортную среду обитания и благоприятное окружение.
ЧАША ЖИЗНИ
Иногда нашу жизнь сравнивают с чашей. А мы предлагаем вам представить свою жизнь — ту ее часть, что связана с общением, — как несколько сосудов.
Общение: • с родственниками; • с друзьями; • с любимым; • с детьми (если уже есть); • с коллегами по работе.
А теперь ответьте на следующие вопросы: 1. На сколько процентов заполнена каждая из ваших «чаш»? Пропишите конкретные цифры. Таким образом вы можете составить своего рода «хит-парад», который поможет понять — чего вам не хватает (например, «Общение с ребенком — 40%»), а что, возможно, у вас в переизбытке («Общение на работе — 200%! Все достали, что-то от меня хотят!..»). 2. Заполнена ли каждая чаша именно тем, чем вам хотелось бы? Оптимальны ли для вас ваши контакты или порой Вы сохраняете хорошую мину при плохой игре, убеждая себя, что «все ОК» и «no problem»? 3. Если вы обнаружили, что какая-то из чаш недостаточно полна или ее наполнение не соответствует вашим истинным желаниям, подумайте — как это можно исправить? Будьте конкретны и реалистичны. Например, «приезжать раз в две недели в гости к родителям», а не «надо бы почаще бывать у родственников»…