Осознавать то, что жизнь невечная, я стала лет в двадцать пять. А со смертью близкого человека я столкнулась, когда мне исполнилось тридцать пять лет. В тот год умер свекор. Ему было семьдесят пять лет. Свою смерть он предугадал, вернее, предопределил за два года до своей кончины.
Свекор и свекровь жили с семьей младшего сыны. Выйдя не пенсию, свекор очертил себе новый круг обязанностей, занятий, которые разнообразили его жизнь, а нам близким приносили пользу и какие-то небольшие житейские радости.
Вот одним из занятий его было посещение в субботу нашей семьи и семьи его дочери. В те времена тотального дефицита, он никогда не приезжал с пустыми руками, что-нибудь да привозил. Мы не нуждались не в чем, но его внимание, забота дорого стояли.
Я в субботу почти всегда была дома – пятидневка. Муж на работе, сын до двух часов дня в школе. Обычно свекор приходил часов 10-11 утра и всегда дожидался прихода своего внука со школы. За это время мы с ним спокойно чаевничали. Он пересказывал все свои новости прошедшей недели, вспоминал моменты прожитой жизни, немного сплетничали о его домочадцах.
В один из своих приходов свекор после обычно обмена новостей сказал мне, что есть у него один разговор ко мне, вернее просьба. Он внимательно посмотрел на мне , потом опустил голову и сказал:
- Я скоро умру.
- Почему вы так говорите, откуда такая мысль, что случилось? Вы же не болеете.
- Я уже не могу подниматься по мосту без остановок.
Город, в котором жил свекор – большая железнодорожная узловая станция. Город, разделенный на две части железнодорожными путями, соединялся пешеходным мостом. Почти всё население городка минимум по 2-3 раза в день были вынуждены подниматься по этому мосту. Вот свекор и обратил внимание, что с некоторых пор ему приходится по несколько раз останавливаться, чтобы преодолеть подъем.
- Я в два раза моложе вас, а всегда поднимаюсь с отдышкой.
- Ты изредка ходишь и не натренирована, а я десятилетия хожу. Да, ладно, все когда-нибудь кончается и то, что мой конец близок, в этом ничего удивительно нет – мне уже столько лет. Я просто хотел тебя попросить, когда меня не станет, ты должна передать мои просьбы моим детям. Пусть они постараются их исполнить.
Как каждый хороший родитель он постарался всё сделать возможное для своих детей и старался, чтоб они были достойными и уважаемыми людьми. Дети оправдали его ожидания, но были проблемы, которые беспокоили свекра.
Во-первых, зависимость старшего сына от алкоголя.
Во-вторых, затянувшийся на годы конфликт между младшим сыном и зятем – мужем дочери.
В-третьих, постоянные ссоры младшего сына со своей женой.
Вот просьба свекра и заключались в том, чтобы эти проблемы его дети всё-таки решили и как результат семья станет сплоченнее, а внуки, будут расти в более спокойной обстановке. Ни о себе думал, ни о своей жене, только мысли были о своих детях - в них его продолжение жизни..
Я была тронута его заботой о родных. Пока свекор был жив, я никому не говорила о его последней просьбе. Просто я сказала мужу, что надо обратить внимание на здоровье его отца, желательно два раза в год подлечивать в кардиологии. Ведущий кардиолог областной клиники, проведя все анализы, сказал нам, что сердце свекра выработало все свои ресурсы. Практически раньше никогда не болевший, не знавший больниц, несмотря на все наши усилия, свекор угасал на глазах.
После его ухода из жизни я как-то в ненавязчивой форме, когда вспоминали о свекре, сказала его детям о его заветах. Все молча выслушали, каждый наверно подумал о своём.
Шло время. Солидными становились дети свекра, утихали семейные страсти и постепенно отношения между, так сказать, конфликтующими сторонами наладились. Да и старший сын немного остепенился – меньше стал выпивать.
Время ли сыграло свою роль, а может отцовские заветные слова повлияли на улаживание всех проблем семьи, но как свекор пожелал - так исполнилось. Жаль, что все произошло после его ухода из жизни. Наверно подольше бы билось его сердце, если дети, пусть и взрослые, и самостоятельные своевременно прислушались его пожеланиям и немного исправились.