Страх смерти, болезни, одиночества, высоты, потери близкого человека, насилия, нищеты, уродства и т.д. перечислять можно бесконечно. Для одного это легко преодолимые чувства, а для другого это ужас, сопровождающий всю жизнь, не дающий прожить жизнь так, как хотелось бы.Откуда берутся страхи? Страх наверно заложен в человека, как часть инстинкта самосохранения. А все остальные предпосылки, которые способствуют выходу страха на сцену вашей жизни.
Не боится только дурак. Избитая фраза, которая знакома всем. Да, боятся все. И здесь главное как перебороть страх, выйти победителем из сложившейся ситуации, заставить себя мыслить в минуты страха, который окружил тебя, парализовал твою волю.
А вот мой страх – страх темноты. Ничего оригинального, большинство детей испытывают ужас перед темнотой. И причины, и возраст у каждого ребенка свой, когда впервые он испытал страх. Откуда пришел мой страх я хорошо помню.
Мне было года четыре. Мы жили в то время в Саратове, по улице Михайловская, в двухэтажном добротном купеческом доме. Дом был поделен на четыре квартиры – по две квартиры на каждом этаже. Мы жили на втором этаже. Нашими соседями была семья, состоящая из сына студента электромеханического техникума и его мамы. Я очень любила бывать у них дома. У соседей была старая зингеровская швейная машинка и мне разрешали качаться на ножной педали этой машинки, рыться в мешочке с обрезками тканей. Целую стену у них занимал книжный стеллаж, на нижних полках которого были сложены стопы журналов – я так любила рассматривать картинки в них. А еще соседка любила поджаривать лук до золотистого цвета на подсолнечном масле, и кушала, макая в него черный хлеб. Когда я была у неё в момент такой трапезы, она меня всегда угощала. Мне очень нравилось и до сих пор иногда я балую себя таким кулинарным изыском. Одним словом, с соседями был прекрасные отношения, никого негатива.
Наша квартира состояла из четырех комнат, одну из которых отвели под детскую, где мы с братом только спали так, как там умещались только наши кровати вдоль стены. На полу была расстелена дорожку синего цвета с красной широкой каймой по краям. Вот дорожка и стала одной из причин возникновения моего страха.
Другим посылом послужил просмотр американского цветного документального фильма про анаконду. Показ такого фильма в кинотеатрах Советского Союза в то время была большая редкость. И папа повел нас с братом посмотреть этот фильм в летний воскресный день. В памяти осталась анаконда – извивающая живая лента между деревьями тропического леса. Фрагменты фильма я до сих пор помню хорошо. Видно, что фильм произвел очень сильное впечатление на четырехлетнего ребенка.
Третья причина – отсутствие родителей дома. Мама с папой ушли в театр, уложив пораньше нас с братом спать, поручив соседке по этажу заходить к нам проверять – всё ли в порядке.
Мне не спалось. В комнате было темно, окно выходящее во двор, не давало никого отблеск света. Сон никак не приходил, я ворочалась в постели. В какой-то момент дверь в комнату отворилась и, как мне показалось, в комнату вошла старуха. Она подошла ко мне, склонилась надо мной и я увидела бабу-ягу с распущенными седыми волосами и носом крючком. Я перевернулась вниз лицом, чтобы не видеть то, что нависло надо мной. И тут я увидела, что на полу извиваются две больших змеи – анаконды. Я пришла в ужас – ни крикнуть, ни пошевелится.
А дальше провал. Помню зимнее тусклое утро, прохладные руки мамы, такие приятные, на лбу. Мама беседует с соседкой. Потом она заворачивает красной тканью электрическую лампочку на потолке. Затем приходит врач – пожилая, седоволосая женщина. Врач, осмотрев меня, сказала маме, что у меня корь.
Так моя болезнь стала четвертой причиной возникновения страха темноты. В темноте возникало предчувствие появления каких-то чудовищ, которые должны были наброситься на меня. Боязнь темноты была огромна.
В семье с моим страхом боролись, пытаясь заставить меня заходить в комнаты, где был выключен свет с каким-нибудь поручением. Я не могла отказаться и отправлялась в эту жуткую темноту. Состояние души находилось на грани срыва в истерику, но я шла, стараясь быстро включить свет.
Со временем придумала себе параметры безопасности моего пребывания в темноте. Открыв дверь в комнату, где была пугающая темнота, стоя на пороге, считала до трех. За эти короткие секунды старалась повернуть выключатель света. И только когда зажигался спасительный свет, смело входила в комнату.
Пока считала до трех, в моей голове мчались, теснясь, ужасные образы. Самые простые из них это драконы, остальные что-то неподдающиеся описанию.
Избавилась от страха темноты где-то после двадцати лет. Окончила техникум, работала, сыну было три года. В это время уже жили отдельно от родителей мужа. Муж часто уезжал в командировки. Была студеная зима несвойственная для нашего региона. Квартира была расположена на втором этаже и веранда не была остеклена. Залезть на веранду было очень легко, даже не имея спортивной подготовки. В квартире стоял такой холод, что на стекле внутренней стороны балконной двери был лёд толщиной 3-4см. Центральное отопление отсутствовало, обогреватель нас не спасал.
Мы с сыном спали в спальне вдвоем на большой кровати, укатавшись в одеяла, надев на себя пуховые кофточки, натянув шерстяные носки.
И вот посреди ночи, просыпаюсь от звука, который привел меня в ужас. Кто-то царапался по балконному стеклу в гостиной. Кругом темнота и этот звук по стеклу. Стало страшно, в душе паника, но главное боязнь, что спящий рядом ребёнок проснется и испугается. И вот лежу так 10, 15, 20 минут. Царапанье не прекращается. Начинаю размышлять. Первая мысль, как не странно приносит успокоение – если кто-то и пытается залезть - уже давно бы залез в квартиру. Следующая мысль – а что можно взять у нас? А потом надоело лежать в страхе – лучше встать, шагнуть в темноту и всё выяснить. В этот момент темнота уступила своё первенство звуку. Я встала, прошла через темную гостиную к окну к царапающему звуку. Прислонив лицо к окну, всмотрелась в ночную тьму веранды, стараясь увидеть то, что вызывало тот жуткий звук.
Через секунды страх ушел. Всё оказалось так просто и понятно, что потом всю жизнь, когда возникала что-то непонятное, прежде чем испугаться мой мозг мгновенно приступает к анализу – что это, откуда и почему. Почти всегда оказывается, что тревога не стоит и выведенного яйца, что это чепуха и не стоит пугаться.
А на веранде происходило следующее: в углу около окна стояла этажерка, на верхней её полке лежала стопка журналов. Порыв ветра периодически открывал-закрывал страницу журнала, которая, соприкасаясь со стеклом, царапала его. Увидев это, вышла на веранду, перевернула стопку так, чтобы страницы журнала больше не переворачивались ветром. Звук прекратился.
Я спокойно пошла спать, победив свой страх темноты при помощи страха неизвестного звука. Не зря говорят – клин клином вышибается.