Всемирно известный писатель рассказывает об истории человеческих пороков. Семь
смертных грехов - сначала их было восемь - на заре христианства
сформулировал греческий монах Евагрий Понтийский, перечислив основные
дурные наклонности, свойственные человеку (забавно, что в этом списке на
почетном месте значилось чревоугодие) и неуклонно ведущие его в
преисподнюю. В VI веке Папа Григорий Великий внес в перечень коррективы,
заменив печаль на зависть и соединив гордыню с тщеславием. В ХVII веке
список вновь подвергся изменениям, и меланхолия перестала считаться
грехом - ее место заняла леность. Итак, перед нами «основной список». ПЕРВЫЙ ГРЕХ: ГОРДЫНЯ Согласно
словарю, это существительное женского рода. Синонимы - высокомерие,
надменность, самомнение. Согласно доктрине католической церкви, это -
переходящая за все пределы любовь к самому себе, которая становится выше
любви к Богу. Она противоречит первой заповеди («Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»)
и послужила причиной восстания ангелов и низвержения Люцифера. Согласно
буддийской притче, великий наставник Тофуку заметил, что в монастыре
царит лихорадочное оживление: послушники мечутся из стороны в сторону,
монахи выстроились в ряд, готовясь принять какого-то важного гостя. «Что происходит?» - поинтересовался он. К
нему приблизился воин и протянул записку, где было написано: «Китагаки,
губернатор города Киото, только что прибыл к воротам обители и просит
принять его». «Мне не о чем говорить с этим человеком», - ответил наставник. Через несколько минут появился сам губернатор, попросил прощения, что-то зачеркнул в записке и вновь вручил ее наставнику. Там значилось: «Китагаки просит принять его». «Добро пожаловать!» - ответил Тофуку. Согласно
раввину Адину Штейнзальтцу, «когда кто-либо хочет понять, кто же он на
самом деле, используя второстепенные вещи как степень сравнения, то
находит лишь груду пустых раковин, которые зависят одна от других и лишь
в этом случае обретают смысл». «Неправильно определять себя как
друга такого-то, сына сякого-то, занимающего такой-то пост, выполняющего
такие-то и такие-то обязанности». Ибо все, что мы сумеем определить
подобным способом, есть лишь грани нас самих - как правило, грани
неполные и смутны, как если бы кто-то пытался бы сделать их видимыми за
счет других». «Единственно возможные отношения - это отношения с
Богом, и в этом случае все начинает обретать значение, а мы открываемся
для постижения высшего смысла». Согласно Святому Августину,
надменность - это не величие, а чванливость. Надутый спесью кажется
великим, но на самом деле это болезнь. Советы из книги «Дао Дэ Цзин»: Лучше не наполнять стакан доверху, чем пытаться пронести его, не расплескав. Чрезмерно заточенное лезвие становится хрупким. Когда золото и нефрит заполняют зал, тот, кто владеет ими, не сумеет обеспечить свою безопасность. Когда богатство и почести приводят к высокомерию, следом непременно придет зло. Когда
мы выполняем нашу работу и имя наше начинает славиться, мудрость
заключается в том, чтобы оставаться в тени до самого окончания нашего
труда. ВТОРОЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ: АЛЧНОСТЬ Словарь
определяет как существительное женского рода. «Стремление удовлетворить
непомерные ненасытные желания». Синонимы: корыстолюбие, стяжательство,
жадность. Католическая церковь определяет как нарушение десятой
заповеди: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,
[ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
[ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего». Склонность или
необузданное желание к наслаждениям или приобретению. Философ Сенека: бедные хотят чего-нибудь, богатые - многого, алчные же - всего. История
об отцах-пустынниках повествует: «Святой отец, - сказал послушник
настоятелю, - сердце мое полно любовью ко всему миру, душа - чиста от
дьявольских искушений. Что надлежит мне сделать теперь?» Настоятель
попросил, чтобы послушник сопровождал его к тяжелобольному, которого
предстояло соборовать. Утешив по мере сил близких, настоятель заметил в
углу сундук и спросил, что там. «Одежда, - отвечал племянник болящего. -
Одежда, которую мой дядя никогда не носил. Он покупал вещи, полагая,
что выпадет случай надеть то или другое, но в итоге все они гниют в этом
ларе». «Не забывай об этом, - молвил настоятель послушнику, когда они
покинули дом умирающего. - Если в сердце твоем имеются духовные
сокровища, не медли, пускай их в дело. Иначе они пропадут втуне». Смерть
и Алчность глядели однажды, как люди, выбиваясь из сил, ищут алмазы.
«Заберу нескольких, - молвила Смерть. - Отдай мне треть этих людей, и я
уйду прочь». «Они принадлежат мне, - ответила Алчность. - Они - мои
рабы. Никого я тебе не отдам». Тогда Смерть дотронулась до воды своим
волшебным посохом и отравила ее. И вскоре все, кто был там, умерли.
«Зачем же ты забрала всех моих рабов?» - вскричала в ярости Алчность.
«Затем, что ты не захотела отдать хоть одного», - ответила Смерть. Много
столетий назад раввин Моше бен Маймон говорил так: «Господь посылает
человеку своих вестников, которые зовутся «недуги». Божественное
Провидение поручило мне заботиться о своем здоровье. Пусть ежеминутно
направляет меня любовь к тому, что я делаю. Пусть никогда алчность, или
властолюбие, или жажда признания не застят мой взор, не заставят меня
забыть, что всякий человек должен стремиться дать другому самое лучшее,
что есть в нем». Совет, содержащийся в книге «Дао Дэ Цзин»: Пять
цветов слепят глаза человеческие. Пять нот оглушают уши человеческие.
Пять вкусов терзают небо. Скачки и охоты пробуждают в сердце дикие и
неистовые страсти. Блага, которые можно добыть, лишь преодолев опасные
препятствия, чреваты ранами. И потому (...) мудрец отвергает
поверхностное и предпочитает погрузиться вглубь. ТРЕТИЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ: ПОХОТЬ Похоть
словарь определяет как существительное женского рода. Синонимы:
любострастие, блуд, чрезмерная чувственность. Католическая Церковь
определяет как неумеренное стремление к сексуальному наслаждению.
Желания и деяния признаются неумеренными, когда не согласуются с
божественным замыслом, который состоит в благоприятствовании взаимной
любви между супругами и продолжению рода. Похоть нарушает одну из десяти
заповедей («Не прелюбодействуй»). Буддийская легенда
рассказывает, как Чу и Ву, проведя неделю в монастыре, где они
предавались медитациям, возвращались домой. И по дороге рассуждали о
том, какие искушения одолевают человека. Подойдя к берегу реки, они
увидели красивую женщину, не знавшую, как перебраться на другой берег.
Чу поднял ее на руки и перенес через реку, после чего продолжил свой
путь вместе с Ву. Спустя небольшое время тот спросил: - Мы с тобой
говорили об искушении, а потом ты взял эту женщину на руки. И тем самым
дал греху возможность проникнуть в твою душу. - Дорогой мой, -
отвечал ему Чу, - я поступил естественно. Встретил женщину, перенес
через стремнину и оставил на другом берегу. А вот ты продолжаешь нести
ее в мыслях своих - и потому находишься ближе ко греху. Из
дневника проститутки: за час я беру 350 швейцарских франков. Это -
дорого. За вычетом времени, нужного, чтобы раздеться, более или менее
правдиво изобразить какие-то ласки, поговорить о чем-то совершенно
очевидном и одеться, на секс как таковой остается всего одиннадцать
минут. Одиннадцать минут. Весь мир вращается вокруг того, что
длится всего-навсего одиннадцать минут. И вот ради этих одиннадцати
минут в сутки (при том заведомо не выполнимом условии, что все мужчины
ежедневно занимаются любовью со своими женами) они вступают в брак,
обеспечивают семью, терпят плач младенцев, подыскивают правдоподобные
объяснения, если ненароком вернутся домой позже обычного, глядят на
десятки или сотни женщин, с которыми были бы не прочь прогуляться по
берегу Женевского озера, покупают дорогую одежду себе и еще более
дорогую им, платят проституткам, чтобы компенсировать нехватку - а чего
именно, они и сами не знают, - поддерживают огромную индустрию
косметики, диеты, фитнеса, порнографии и вопреки расхожему мнению в
чисто мужском обществе говорят не о женщинах, а о делах, деньгах,
спорте. Что-то неладно с нашей цивилизацией. ЧЕТВЕРТЫЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ: ГНЕВ Словарь
определяет как существительное мужского рода. Синонимы: ярость,
негодование, бешенство, жажда мести. Католическая Церковь утверждает,
что гнев направлен не только на других, но может обернуться и против
того, кто позволил ему пустить ростки в своей душе, и в этом случае
способен привести к самоубийству. Следует сознавать, что наказание и
осуществление его принадлежат Господу. В сборнике Verba Seniorum
(«Слово древних») рассказывается: Два мудреца жили в одном и том же
скиту в пустыне Сахара, и вот один из них сказал другому: «Давай, что
ли, побранимся с тобой, а не то вскорости перестанем понимать толком,
какие страсти нас мучают». «Я не знаю, как затевать ссору», - ответил второй пустынник. «Сделаем
так: я поставлю эту миску сюда, а ты скажешь: «Это - мое». Я же отвечу:
«Она принадлежит мне!» Мы начнем спорить, а потом и поругаемся». Так
они и поступили. Один сказал, что миска - его, а другой возразил. «Не
будем терять времени, - сказал тогда первый. - Забирай ее себе. Ты не
слишком удачно придумал насчет ссоры. Когда человек сознает, что
обладает бессмертной душой, он не станет спорить из-за вещей». Лабораторные
исследования, на протяжении шести лет проводимые Дженис Уильямс среди
13 000 испытуемых, позволили установить, что у людей в возрасте от 45 до
64 лет, раздражающихся легко и часто, в три раза выше вероятность
инфаркта, чем у тех, кто сохраняет душевное равновесие. Это
происходит потому, что при каждой вспышке Гнева повышается содержание
адреналина в крови, что приводит к учащению сердцебиения и одновременно -
к сужению кровеносных сосудов, отчего повышается артериальное давление.
Следствием этого могут стать два болезненных явления, обычно связанных с
инфарктом, - перебои сердечного ритма и резкое расширение жировых
отложений на стенках сосудов. (Источник: Баллоне Г. Ж. «Ярость и
ненависть, негативные эмоции».) ПЯТЫЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ: ЧРЕВОУГОДИЕ Словарь
определяет как существительное женского рода. Излишество в еде и питье.
Обжорство. Католическая Церковь: неумеренное желание получить
наслаждение, связанное с едой и питьем. Не следует испытывать
привязанность к продуктам, вредным для здоровья. Не следует придавать
еде слишком большое значение. Безудержное обжорство, приводящее к
отравлению, – это совершенно безрассудное деяние и смертный грех. В
сборнике "Verba Seniorum” («Слово древних») рассказывается: Однажды
настоятеля монастыря, прогуливавшегося с одним из братьев, пригласили на
обед. Хозяин, считая честью для себя присутствие святых отцов, велел
подать на стол все самое лучшее. Монах, однако, в ту пору держал
пост и, когда принесли угощение, взял веточку зелени и медленно сжевал
ее. И ничего больше в рот не взял. А по окончании обеда настоятель сказал ему: -
Брат, когда приходишь в гости, старайся, чтобы праведность твоя не
превращалась в оскорбление. И когда в следующий раз вздумаешь поститься,
не ходи на званые обеды. Суфийская легенда рассказывает, как
некий пекарь давно хотел познакомиться с Увайсом, и вот однажды тот
зашел в его пекарню в облике нищего. Стал просить хлеба, но хозяин
пинками прогнал его на улицу. - Безумец! – вскричал один из учеников
святого. – Разве ты не видишь, что выставил вон наставника, с которым
хотел познакомиться?! Пристыженный пекарь спросил, что он может
сделать, дабы заслужить себе прощение. «Накорми меня и моих учеников», -
ответил Увайс. Пекарь повел их в лучшую харчевню и заказал самые дорогие кушанья. -
Вот так мы сумеем отличить дурного человека от хорошего, - сказал Увайс
ученикам. – Этот человек способен потратить десять золотых на угощение
знаменитости, но не протянет кусок хлеба голодному. Сказано в
книге «Дао Дэ Цзин»: Тридцать спиц соединяются в одной ступице, образуя
колесо, но употребление колеса зависит от пустоты между спицами. Из
глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них.
Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит
от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от
пустоты. ШЕСТОЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ: ЗАВИСТЬ Словарь
определяет как существительное женского рода, служащее для обозначения
чувства, в котором соединяются ярость и сожаление. Неудовольствие чьим
либо благополучием или радостью. Желание обладать чем-либо, что
принадлежит другому. Католическая Церковь утверждает, что зависть
нарушает десятую заповедь. Впервые упоминается в книге Бытия, в эпизоде с
Каином и его братом Авелем. Журналист Зунир Вентура считает, что
зависть «точит», «грызет», то есть производит разрушительное
воздействие. Вместе с тем, следует смотреть на зависть, как на реакцию,
присущую человеку. Все теоретики сходятся во мнении относительного того,
что наилучший способ борьбы с завистью – признать, что она в большей
или меньшей степени свойственна всем и каждому. Сатана и бесы:
Бесы однажды пожаловались Князю Тьмы: «Два года кряду мы пытаемся
искусить монаха-пустынника. Предлагали ему денег, женщин и все прочее,
что есть в нашем арсенале – и все впустую.» - Работать толком не умеете, - отвечал им Сатана. – Смотрите, как надо поступать в подобных случаях. И все они полетели к пещере, где жил отшельник. И Сатана шепнул ему на ухо: - Твой друг Макарий только что стал епископом Александрийским. И тотчас праведник начал богохульствовать и погубил свою душу. СЕДЬМОЙ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ: ЛЕНЬ Словарь
определяет как существительное женского рода. Отвращение к труду,
нежелание работать, небрежность, вялость. Католическая Церковь
утверждает, что все твари живые обязаны добывать свой хлеб в поте лица
своего, не помышляя при этом о скорых и гарантированных результатах.
Лень, как отсутствие физического или душевного усилия, растлевает душу и
ведет к унынию и печали. Легенда повествует, как Жоан умер и
очутился в каком-то красивейшем месте, где все было привольно, удобно и
именно так, как он всегда мечтал. Некто в белых одеждах приблизился к
нему и сказал: «У тебя есть право требовать чего пожелаешь – любых
развлечений, удовольствий, вкусной еды». Обрадованный Жоан стал жить так, как всегда мечтал. А по прошествии многих лет он обратился к существу в белых одеждах: - Я уже насладился всем, чем хотел. Теперь мне нужна работа, чтобы чувствовать себя полезным. - Очень сочувствую тебе, - ответил тот. – Но это единственное, чего я не могу тебе предоставить. Работы здесь нет. - Так что же? На веки вечные я обречен томиться от скуки?! Нет уж, в тысячу раз лучше было бы попасть в ад! Существо в белом приблизилось и произнесло еле слышно: - А где, по-твоему, ты находишься? Согласно
учению буддизма, лень традиционно считается одним из основных факторов,
препятствующих пробуждению души. Лень проявляется трояко – в стремлении
всегда оставаться на прежнем месте, где нам удобно и хорошо; есть лень
сердца – когда мы пребываем в унынии и страдаем от отсутствия стимулов. И
наконец есть лень горечи, когда все нам делается безразлично, и мы
больше не принадлежим к этому миру. Сказано в книге «Дао Дэ Цзин»:
Человек, идущий по дороге, приспосабливается к Дороге. Человек, живущий
добродетельно, приспосабливается к Добродетели. Человек, потерявший
что-либо, приспосабливается к Потере. Того, кто примиряется с Дорогой,
радостно принимает Дорога. Того, кто живет добродетельно, - Добродетель.
Того, кто смиряется с потерей, принимает Потеря. |