Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и
византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых
росписей.
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь
работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя),
генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не
сохранились). Вероятно, прибыл на Русь в возрасте 35-40 лет вместе с
митрополитом Киприаном.
К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в
Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в
Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда — в
Новгород
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал
работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески
сохранились частично. Самым грандиозным изображением в храме является
погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном
расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.
До нас дошли так же росписи абсиды — фрагменты чина святителей и
«Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и
«Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа
апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах.
Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент,
фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими
ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней
части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном
Лествичником, Агафоном, Акакием и Фигура Макария Египетского.
Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве: в
частности, мастерами, исповедующими сходное мировоззрение и
воспринявшими отчасти манеру Феофана Грека, были мастера, расписавшие
церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церкови Феодора
Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на
Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и
выбором красок для росписи.
Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе
«Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок
церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV
века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких
других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской
книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана
Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог»
(вторая половина XIV века).
Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым
сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева
монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде
(росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что
он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан
прибыл в Москву. |