Туркмения — мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в
регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые
национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения
имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже
жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в
отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится
просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект,
стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей
группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.
Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй,
наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители
страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи,и длинные
стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки.
Женщины часто
дело тут вовсе не в этнических отличиях —
такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А
орнаменты еще и служат обережными знаками.носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под
легкими шарфами и косынками. И
Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных
жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания — одно из
важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и
невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество
старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю
предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные
представители семейств. Калым — еще одна важная часть церемонии. В
зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но
семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с
жениха. А сама свадьба — настоящий праздник для всей общины. Она может
продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен
гостей.
Ковроткачество — еще одна из древних традиций страны и символ
туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным
предметом мебели — легко транспортабельные и теплые ковры служили и
для покрытия внешних обводов юрт «кара-ой», и настилом для пола, и
постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой
этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением
жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое,
традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые
ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В
Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге
страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что
настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень
дорого.
Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и
многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении
многих веков основной формой накопления — мешок с казной при кочевом
образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и
знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение,
социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров
прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными
реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее
искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не
только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы
быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари. |