Главная » 2011»Июль»20 » «Вперед, к победе!» или Как воспитать лидера
10:48
«Вперед, к победе!» или Как воспитать лидера
Выбирать
свою дорогу или следовать проложенными путями? Придумывать что-то новое
или подражать другим? Вести за собой или быть ведомым? Выбор путей в той
или иной ситуации определяется лидерскими качествами человека. Лидерами
становятся те, кто умеет повести за собой людей. А для этого необходимы
уважение к людям, находчивость, умение отыскать новые пути, рисковать и
принять на себя ответственность за последствия своих поступков. Если вы
хотите воспитать в ребенке эти качества, то начинать нужно как можно
раньше.
Спрашивайте мнение ребенка. Всегда и во всем. «Что ты хочешь надеть, красную или зеленую футболку?», «Рисовать или читать?», «Шоколадное мороженое
или ванильное?». Ребенок должен научиться делать выбор и принимать
решение. И пусть попервоначалу эти решения могут быть неправильными –
дети учатся и на отрицательном опыте тоже. Если вам не нравится ответ
ребенка, не давите на него, пытаясь заставить сделать правильный с вашей
точки зрения выбор, а попытайтесь объяснить ему последствия его выбора.
Постепенно малыш научится выбирать правильное для данной ситуации
решение.
Знакомьте ребенка с лидерами. Чтобы понять, что такое лидерское поведение и научиться имитировать его, ребенок должен знать, как ведет себя лидер.
Показывайте ребенку людей с сильной волей и лидерскими качествами, если
не в жизни, то на экране телевизора, в кино, на картинках в книге.
«Этот человек сумел преодолеть себя», «эта девочка помогла другим».
Объясняйте, как должна вести себя сильная личность в той или иной
ситуации.
Ставьте ребенка в ситуации, позволяющие демонстрировать лидерские качества. Это могут быть спортивные игры,
выступление на сцене, общение с незнакомыми детьми и взрослыми людьми.
Чем чаще ребенок будет вынужден «показывать характер», тем быстрей он
научится справляться с трудными ситуациями. Не старайтесь уберечь малыша
от ошибок и не спешите на помощь при малейшем затруднении. Наоборот –
позволяйте ему ошибаться, чтобы извлечь необходимый опыт из этих ошибок.
При затруднениях предложите на выбор несколько возможных путей
разрешения ситуации. Позвольте ребенку рисковать в достаточной мере,
подчеркивая важность умения преодолевать трудности. Это разовьет в нем
уверенность в своих силах, да и научиться чему-либо можно только на
собственных ошибках. Тот, кто умеет находить правильный выход из
нескольких альтернатив и показать его другим, за тем и пойдут люди, тот и
есть лидер.
Хвалите ребенка в ситуации, когда он ведет себя как сильная личность.
Ребенок должен понять, что вы от него хотите и какого поведения
ожидаете. И только ваша похвала даст ему это понять. «Молодец, ты не
стал плакать!» «Хорошо, что ты научил Мишу играть в эту игру.» Тем более,
что многие дети априори боятся неудачи и тут им особенно нужна ваша
похвала и одобрение.
Научите ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для
самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок
ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять
качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство,
настойчивость. Поэтому научите ребенка ставить перед собой цель, пусть
даже и самую незначительную, такую, как решение трудной задачки и
обязательно добиваться результата. Подобно инструкции, как проходить
сквозь стену, данной в фильме «Чародеи»: «Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий».
Но что делать маме, если она постоянно слышит от ребенка «иди первая», «я боюсь поднимать руку в школе»,
«я лучше посмотрю, как это делают другие»? Как помочь ребенку, если он
чрезмерно застенчив? Сын не может поддержать простейший детский
разговор. Дочь смотрит в пол, когда ее знакомят с людьми. Застенчивые и
боязливые от природы дети не могут наслаждаться жизнью в полном объеме,
окружающий мир для них страшен. Они боятся подвергать себя неизбежным
социальным рискам, а значит, не приобретают необходимого опыта и
уверенности в себе. В них укрепляется страх быть социально отвергнутыми.
Они не умеют вписываться в коллектив и заводить новых друзей и часто
остаются одинокими всю жизнь. Вот почему нужно помочь ребенку преодолеть
себя, научить его элементарным навыкам общения. Даже из застенчивого
ребенка можно воспитать лидера.
Как же помочь ребенку обрести уверенность в себе и научить общаться с незнакомыми людьми?
Научите его смотреть в глаза. Контакт «глаза в глаза» - очень важное качество лидера. Разговаривая с ребенком, заставляйте его каждый раз смотреть вам в глаза:
«Взгляни на меня», «я хочу видеть твои глазки». Если вы будете
заставлять малыша делать это каждый раз, то вскоре это поведение у
ребенка закрепится и станет автоматическим. Если ребенок настолько
застенчив, что смотреть в глаза незнакомому человеку для него
невыносимо, то можно научить его вначале смотреть на переносицу. По мере
обретения уверенности в себе ребенок уже не будет нуждаться в
суррогатных техниках и постепенно научится смотреть непосредственно в
глаза собеседнику.
Научите ребенка стандартному началу и окончанию разговора.
Застенчивый ребенок часто просто не знает, как начать или как закончить
разговор, и начинает страшиться любого разговора вообще. Научите
ребенка, что ему нужно говорить в стандартной ситуации: когда он хочет
познакомиться с малышом на игровой площадке, когда его знакомят со
взрослым человеком или другим ребенком, когда с ним заговаривает
соседка, продавщица в магазине или врач в поликлинике.
Научите улыбаться каждому и приветствовать его. Проигрывайте вместе с
ним похожие ситуации, используя игрушки и примеряя на себя различные
роли до тех пор, пока ребенок не начнет чувствовать себя комфортно,
разговаривая с людьми. Кстати, многим детям труднее говорить по телефону
со знакомым человеком, чем даже непосредственно общаться с незнакомым.
Так что постарайтесь проигрывать и такие ситуации тоже. Для этого очень
пригодится игрушечный или старый сломанный телефон.
Предоставьте ребенку возможность общаться с маленькими детьми. Застенчивому ребенку проще общаться с детьми, которые младше него. Ничего страшного, если у него будут и такие друзья.
С ними тоже можно приобрести навыки социального общения. И постепенно, с
обретением уверенности в своих силах, ребенок сможет перенести эти
навыки и на общение с ровесниками и с детьми постарше.
Быть лидером – не значит быть суперменом. Лидер – это
тот, кто может найти наиболее эффективное решение из нескольких
альтернатив и показать его людям. Тот, кто умеет общаться с людьми и
заставить уважать свое мнение. Совсем не обязательно родиться с этими
качествами, их вполне можно воспитать. В нашем жестоком мире конкуренции
и соревновательности высот достигает только сильная личность или
человек, умеющий подать себя как сильную личность. И именно от родителей
зависит в первую очередь, вырастет ли ребенок такой личностью.