— Что ты рот разинула! Бери его! Не подводи команду!
И это была вторая, после летящего мяча, часть моего персонального ада — команда. Личные желания и страхи, предпочтения и воля, стремления и мечты отступали на второй план, когда речь шла о КОМАНДЕ. Группа случайных людей, объединённых, по сути, только возрастом и принудительными физическими упражнениями, должна была полностью затмить мою личность на целых сорок пять минут. Нужно было хотеть, чтобы команда выиграла, нужно было бороться за победу команды, нужно было переживать неудачу команды сильнее, чем свою собственную.
У меня не получалось. Единственное, чего я страстно желала, так это чтобы урок закончился как можно скорее и неуравновешенная женщина в спортивном костюме со свистком на груди перестала орать мне в ухо: «Команда — вперед!»
Впрочем, это всё было давно. Я уже много лет не та скромная тихая девочка, которую можно заставить прыгать у волейбольной сетки, у меня у самой — дети: мальчик и девочка. Мальчику 11 лет, Андреем зовут. Высокий, худой, спортивный. Бегает быстро, особенно если впереди мяч. Тоже индивидуалист, но не в такой острой форме, как я. Идея команды ему не противна, он её принимает, хотя и не горит ею.
Ну,
если есть мальчик, значит, ему надо заниматься спортом — это ясно как
божий день. В течение двух лет я возила сына на футбол, тот, что в
Америке называют
Спокойный и доброжелательный, зовут просто — Джоном. У
него самого ребёнок — ровесник моему, тоже юный футболист, так что
чаяния мам и пап тренер понимает. Но главное, после КАЖДОЙ игры Джон
писал родителям письма. В каждом письме о каждом ребёнке было
В тот сезон команда моего сына победила в местном финале среди
И
как они играли! Как они болели за команду, как они старались, как
поддерживали друг друга! Более того, я болела! Никогда в жизни не
думала, что меня может взволновать
Андрей
приступил с большим энтузиазмом. Тренер, назовем его Амаль, ребёнка
хвалил, мы радовались. Однако на первой же игре обнаружилось странное.
— Понимаешь, это другой уровень, — попыталась я
объяснить ребёнку столь стремительное превращение футбола из
удовольствия в напряжённый труд. — Вы уже почти взрослые, никто не будет
гладить по головке за промахи и просчёты.
— Но почему он кричит? — удивленно спросил мой сын. — Мне даже показалось, что мы ему безразличны…
— Темперамент такой. Холерик. А вообще он неплохой дядька…
Вот
это «он неплохой» я потом говорила сыну много раз, не то извиняясь, не
то оправдывая нового, «серьёзного уровня» тренера. Сначала я сама верила
в то, что говорила, списывая Андрюхино отношение на его же собственную
эмоциональную незрелость, неготовность к более серьёзным занятиям.
Потом, глядя на то, как Амаль с завидным постоянством (буквально на
каждой игре, а это два раза в неделю) то ругается с судьёй и родителями
противоположной команды, то кричит на своих юных игроков, стала
сомневаться. Но тогда я ещё считала нужным поддерживать авторитет
тренера и вела с сыном беседы. Я говорила, что, если человек не умеет
сдерживать негативные эмоции, это ещё не означает, что он плохой
человек, и его всё равно нужно слушаться и уважать. В конце концов,
он — тренер, он воспитывает способность биться за победу, а это в
современном мире нужное качество. Современный мир — он такой,
неласковый.
Команда играла с переменным успехом, но в целом неплохо. Однако каждая игра превратилась в стресс, игроков было маловато — запасных вообще ни одного. Приходили новые ребята, уходили старые, — скамейка запасных пустовала полгода. То есть они даже не могли отдохнуть, всё время были на поле.
Неладное я заподозрила, когда
после одного из проигрышей мой сын пришёл домой, запустил мяч с разгону в
подвал, отшвырнул бутсы и разразился тирадой о том, как неправильно
играли противники и какой идиот был судья. Мой сын — спокойный, добрый
мальчик с отличным поведением в школе, которого даже «прикрепляют» к
К концу года мой ребёнок считал, что играет в футбол плохо, в судьи идут глупые слепые люди, и если команде нет дела до его эмоционального состояния, то и ему до команды тоже дела нет… А потом Андрей заболел, и я не повезла его на игру. Согласитесь, если у ребёнка температура выше 38 и кашель… Я позвонила тренеру, но он сказал, что в воротах стоять некому и он хочет переговорить с Андреем лично. Я сказала, что пока Андрею не исполнится 18, все будут говорить со мной, на том беседу и закончили.
Нет, мы не скандалили, что вы! Андрюха доиграл год, получил причитающиеся кубки и медали. Но от футбола мы решили немного отдохнуть. Поймите меня правильно, я не против состязательности, но, по моему мнению, которое только укрепилось за прошедший сезон, эта так называемая состязательность должна идти вторым пунктом, а первым — дети. И никто не убедит меня, что крик и унижение, пусть даже незначительное, могут действовать во благо. И я считаю, что доброе слово, похвала, улыбка и вера в человека способны сделать гораздо больше для взращивания пресловутой состязательности, чем замечания и критика.
Такой вот футбол… Хотя дело совсем не в нём.
Алена Смирягина